Навигация

Как помочь ребенку стать внимательным

Байтуменова Меруерт Темурхановна
психолог
Школы "Лицей Туран"

Ниже представлены несколько упражнений для детей младшего и среднего школьного возраста, по развитию внимания. Педагоги и психологи могут использовать материал индивидуально или в малых группах. Упражнения можно использовать и родителям в том числе.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 17.09.2022

Другие материалы этой рубрики


Фрагмент для ознакомления

Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно, но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психологической деятельности и выполняет внимание. Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Его можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребенку могут стать его папа и мама.

В возрасте 6-10 лет непроизвольное внимание всё еще преобладает над произвольным. А утомляются дети достаточно быстро, поэтому для сохранения энергии и ресурсов организм может переключать сознание с предметной деятельности на другие объекты. Так что ребёнок может не запомнить материал, который сегодня проходили в школе, но в ярких красках рассказать о нюансах, которые вместо того завладели его интересом. Объем внимания в эти годы остаётся небольшим, а навык распределять его между задачами – несовершенным. Оттого школьники, занимаясь классной работой, регулярно забывают держать осанку и сидеть за партой ровно. Однако дети уже осознают, что рассеянность мешает им достигать результата, и стараются использовать силу воли, чтобы сосредоточиться на предмете урока.

Вашему вниманию предоставляем набор игр и упражнений, которые пополнят вашу методическую копилку. У каждого родителя, педагога и психолога есть в запасе подобные игры. Их можно проводить в группе, в паре, вместе со взрослыми.

К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения.

1.  Игровое упражнение “Кто внимательный?”

Необходимо внимательно прослушать сказку “Лисенок и лягушонок” Г. Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком “л”

«В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит, лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок приходил, все ломал, да еще и дразнился.

- Зеленее всех зеленых – лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:

- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…- Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы».

2. Игра “Сколько чего?”

Детям предлагается осмотреть комнату в квартире и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся на букву “к”, “т” или “с”. Далее можно попросить заострить внимание на круглые или полукруглые предметы - квадратные и прямоугольные. Далее деревянные потом – металлические, затем – предметы из стекла.

3.Также можно усложнить игру. Предложите осмотреть комнату и найти предметы по следующим признакам: круглое и синее, белое и прямоугольное, деревянное и тяжелое и т.д.

3   Игра “Повтори быстро”

Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово “повторите”. Далее идет текст. Например:

- Ну, начали! Повторите – стол; повторите – окно; земля, машина; скажите – улица; быстро – кошка и т.д.

4. Игра “Построй в темноте”

На столе лежат 10 кубиков, спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик. У кого получится столбик выше, тот и победитель.

5. Игра “Кто быстрее соберет”

Ведущий раскладывает 5 различных предметов на столе, подоконнике, стульях, полках. Водящий должен быстро собрать все эти предметы в том порядке, который укажет ведущий.

6. Игра “Не собьюсь”

По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, игрок подпрыгивает. Условия игры можно менять.

7. Игра “Полслова за вами”

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину слова, а тот, кто ловит должен назвать его вторую половину. Отвечать нужно быстро.

8. Игра “Выполни уговор строго”

Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда он будет кланяться, дети должны отворачиваться; когда он будет простирать к ним руки, они будут скрещивать руки на груди; когда он будет грозить им пальцем, они будут прыгать, когда он топнет ногой, они в ответ тоже топнут. Играть веселее под музыку.

Следующие упражнения для индивидуальной работы. Взрослый: родитель или психолог объясняет ребенку, что нужно сделать и фиксирует результаты.

Ребенку нужно внимательно и правильно посчитать от 1 до 25. Обязательно нужно показывать пальчиком цифры, которые считает ребенок. После этого можно изменить задание: указать по порядку цифры только одного цвета. Посчитать цифры от 25 до 1. Варьировать задание можно как угодно.

Ну и еще одно упражнение на переключаемость внимания. Нужно называть быстро и правильно цвета, которыми написано слово.

Рекомендации родителям:

- помогите вашим детям стать внимательными;

- приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;

- играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания;

- учите детей быть наблюдательными, умеющими замечать изменения, происходящие в окружающим мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.


Скачать файл