Навигация

Чтение как вид речевой деятельности на уроках английского языка в средней школе

Рябикова Мария Александровна
учитель английского языка
КГУ "Школа-лицей №14"

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, обеспечивающий письменную форму общения. Чтение является одним из главных по степени значимости. Процесс чтения заключается в воссоздании, воспроизведении и формулировании заданного извне смыслового содержания, то есть решение мыслительной задачи вербальными средствами для себя.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 27.09.2023

Другие материалы этой рубрики


Фрагмент для ознакомления

На сегодняшний день обладающие знаниями, духовными и нравственными качествами, способные эффективно трудиться на благо страны граждане Республики Казахстан становятся самым важным богатством общества и его основной движущей силой. В XXI веке - веке интеллектуальных знаний только те страны, которые в качестве приоритетной задачи выбрали путь направления инвестиций в человеческий капитал, могут достигнуть высоких результатов в своем развитии. Интеллектуально развитое, разумное общество способно пройти через современные угрозы и глобальные проблемы. Для того чтобы общество было интеллектуально развитым, необходимо обратить внимание на воспитание гармонично развитого, здорового, духовно богатого молодого поколения.

В современной науке выделяют вопросы, сохраняющие актуальность независимо от времени и условий. Один из вопросов является вопрос ценностей. Данный вопрос приобрел социальное и нравственное значение на данном этапе развития человека в мире. Формирование ценностных ориентаций личности считается творческим процессом. Ценностные ориентации личности отождествляются с развивающимся человеком в процессе стихийной социализации, и при этом влияет на самоопределение личности.

Цель современного образования – развитие способностей личности, а именно нравственное, культурное, физическое развитие в той мере, в которой это возможно. Верным критерием любой образовательной концепции является гуманистический подход общества. Следует отметить, что термин «образование» - универсален. Образование - это живой, развивающийся процесс. Так же этот процесс конституирован в определенную систему, имеющий свои границы.

Современный темп жизни предполагает использование современных технологий в процессе обучения иностранному языку. Имеется тонкая грань в процессе обучения, а именно желание и возможность современного обучающегося, и его потребности к новым знаниям. Важным моментом считается для преподавателя не упустить желание обучающегося узнать информацию - получить новые знания. При правильной организации урока и обоснованным выбором видов деятельности в учебном процессе появляется возможность удержать интерес обучающегося. При помощи какого инструмента мы планируем разжигать интерес обучающегося и фиксировать его в образовательном процессе.

На данный момент мы попробуем рассмотреть понятие «чтение», приведем цитату Рене Декарта: «Определяйте значение слов, и Вы избавите мир от половины его заблуждений»; домашнее чтение, как инструмент для мотивации учащегося в процессе изучения иностранного языка. Является ли «домашнее чтение» актуальным и прогрессивным инструментом для развития речевой деятельности, на каком этапе в процессе обучения будет корректно ввести данный вид деятельности. Также для нас важным условием остается, будет ли удержан интерес обучаемого при данных современных тенденциях в мире, а именно получение информации, интересующих его в ситуации, за секунду времени. Не возникнет ли ситуации, что чтение литературы осталось в прошлом и прогрессивный мир не намерен тратить своё драгоценное время на чтение текста, если суть информации, возможно, получить, кликнув «ОК».

Вышеизложенная информация подталкивает сделать вывод, что наше исследование стоит начать с обоснования понятия «чтение». Оттолкнемся от главного момента, что чтение является процессом. Ответим, на вопрос для чего человек читает? Для получения информации. Это простой ответ. Если же отвечать, развернуто используя научный термин, то чтение – «сложный вид рецептивной коммуникативной деятельности, в основе которой лежит определенная последовательность интеллектуально-познавательных действий, направленных на извлечение и понимания информации, содержащейся в письменном тексте». [Солиева Мунаввар Ахмадовна VIII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования», 2016]

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, обеспечивающий письменную форму общения. Чтение является одним из главных по степени значимости.

Процесс чтения заключается в воссоздании, воспроизведении и формулировании заданного извне смыслового содержания, то есть решение мыслительной задачи вербальными средствами для себя. «Такая особенность рецептивных видов речевой деятельности позволяет определить их как внутренние в отличие от внешне выраженных говорения и письма». [Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку, 1989] Чтение есть не самодвижение, а реакция на внешний раздражитель, отраженное действие. Чтение относится к категории деятельности.

Из упомянутой цитаты И. А. Зимней показано, что она определяет чтение как внутренние виды речевой деятельности, далее А. Н. Соколова: «Общепринятым считается утверждение, что внутренняя речь – явление, «производное, возникающее из внешней речи – слухового восприятия других людей и активного владения всеми формами устной и письменной речи». Данное утверждение считается общепринятым, из этого следует, что чтение (и аудирование) возникают из говорения и письма.

Зимняя И. А. отмечает, что «наряду с мышечной «внутренней» обратной связью продуктивные виды речевой деятельности регулируются с «внешней» слуховой связью в говорении, и «внешней» зрительной обратной связью в письме» получается, что чтение является обратной связью в процессе письма, а аудирование – в процессе говорения; они лишены собственной цели.

Следует сделать вывод, что чтение книг и восприятие текста через бумажный источник актуален и требует рассмотрение этого процесса, а именно чтения, как возможность для познания себя и мира.

Если мы исходим из категории деятельностный подход, который является фундаментом в обучении иностранным языкам, цель иноязычного дидактического процесса состоит из четырех видов речевой деятельности для формирования умений, навыков. Четыре вида речевой деятельности делятся на рецептивные – аудирование и чтение; (ре)продуктивных – говорение и письмо (в принятой терминологии).

Рассмотрим чтение как вид речевой деятельности, чтение является рецептивным видом речевой деятельности. Из этого следует, что мы не можем относить чтение к практической цели иноязычной лингводидактики.

Чтение – это многоуровневая деятельность, процесс, состоящий из техники чтения и понимания прочитанного. Под техникой чтения понимаются навыки и умения, которые обеспечивают перцептивную переработку письменного текста, перекодирование зрительных сигналов в смысловые единицы – восприятие графических знаков и соотнесение их с определенным значением. «Пока речь зафиксирована в оптических знаках и не воспринимается человеком, она остаётся мертвой материей. Подлинной речью она становится лишь тогда, когда хотя бы мысленно озвучивается». [Зиндер, 1982] Для того, чтобы хорошо владеть техникой чтения, необходимо ее тренировать, как и любой другой навык.

В настоящее время культура чтения развита не так хорошо, как раньше. Современного носителя языка можно представить себе читающим вслух в ограниченном наборе ситуаций: чтение сказки ребенку, зачитывание вслух понравившегося фрагмента из прочитанной книги или журнала. Чтение вслух является обязательной частью обучения, в дальнейшем, после окончания школы, навык правильного чтения утрачивается.


Скачать файл