Навигация

Развитие пространственно-временных представлений детей при использовании парных и групповых форм организации игровой деятельности детей

Байболова Вероника Евгеньевна
воспитатель
КГКП "Центр развития ясли-сад №1"

В данной статье представлен опыт работы по развитию пространственно-временных представлений детей при использовании парных и групповых форм организации игровой деятельности детей.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 16.11.2023


Фрагмент для ознакомления

Умение ориентироваться в определенной обстановке – важнейший навык для каждого человека. Бывают ситуации, когда даже взрослые люди испытывают трудности при необходимости определить направление движения.

Поэтому обучение этому фундаментальному навыку необходимо начинать с раннего возраста.

Время и пространство – наиболее сложные категории для познания детьми дошкольного возраста. Они становятся доступны при использовании в педагогическом процессе современных методов и приемов, создании оптимальных условий.

В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, ориентируясь в пространстве, дети должны освоить:

собственное тело как точку отсчета пространственных направлений (на себе);

ориентироваться в окружающем от себя, от другого человека, от других предметов, использовать это как систему отсчета;

ориентироваться по основным пространственным направлениям, использовать это как систему отсчета;

ориентироваться в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости;

пользоваться пространственным словарем (предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражающими знания о предметно-пространственном окружении).

Исследования показывают, что существует определенная последовательность в усвоении пространственной терминологии детьми. Так, в младшем дошкольном возрасте дети должны понимать и стараться использовать во фразовой речи следующие слова:

Ориентировка в пространстве:

вверху – внизу, впереди – сзади (позади), справа – слева.

Ориентировка во времени:

Ориентироваться в противоположных частях суток: день-ночь, утро-вечер.

Свою работу в младшей группе я начала с того, что выяснила, насколько хорошо дети различают части тела, определяют стороны на себе. Обследование проводилось в любые свободные промежутки времени: во время режимных моментов, в дидактических и подвижных играх, на прогулке, а также на ОД.

Выяснилось, что дети испытывают определенные трудности при ориентировке в пространстве, я сделала для себя вывод, что с детьми необходимо провести обширную работу по усвоению пространственных понятий.

Вначале мы стали учить детей ориентироваться «на себя» в отношении расположения частей тела, лица, рук и ног, т.к. младший дошкольник ориентируется на основе так называемой чувственной системы отсчета, т.е. по сторонам собственного тела. Этому детей мы начали обучать в повседневной жизни. В процессе умывания, одевания мы, называя части тела, учили различать правую и левую руку, во время обеда держать ложку в правой руке, а хлеб в левой; предлагали показать, где правое, левое ухо; объясняли, что левые нога, глаз, ухо расположены с той стороны, где левая рука, а правые глаз, нога, ухо – там, где правая.

Эти знания уточнялись в дидактических и сюжетно-ролевых играх «Купание куклы», «Укладывание куклы спать», «Одевание куклы». Так, я предлагала ребенку помыть кукле голову, лицо (спину, ноги), а затем показать, где у него самого лицо, голова и пр.

Только после этого мы начали учить детей соотносить пространственные направления с определенными частями собственного тела (вверху – там, где голова, а внизу – где ноги; спереди – лицо, глаза, а сзади – спина; слева – левая рука, справа – правая рука), а также упражнять в различении противоположных направлений (внизу-вверху, спереди-сзади, слева-справа).

Основная форма работы по формированию математических представлений – ОД, где закладываются в определенной последовательности знания, вырабатываются необходимые умения и навыки.

Дети легче овладевают умением ориентироваться в пространстве с помощью игр и игровых упражнений, поэтому они были включены в ОД, были использованы в индивидуальной работе с детьми, а также предложены в утренний и вечерний отрезки времени для совместных игр детей. Это такие игры как: «Куда спряталась мышка?», «Угадай, что загадали», «Найди такое же колечко», «Скажи, куда мы положили», «Будь внимательным», «Где звенит колокольчик?», «Прятки», «Где твои руки?», «Где шарик?», «Какой рукой дальше?» и т.д.

Закрепление пространственных ориентировок у детей происходило и в других видах деятельности:

- на ОД по изобразительной деятельности («Ленточки рисуем слева направо», «Линию проводим сверху вниз»)

- на ОД по музыке («Платочек держим в правой руке»)

- на ОД по физкультуре (выполняют движения в заданных направлениях: вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево)

- на ОД по развитию речи (учим употреблять существительные с прилагательными: утро (какое?), день, вечер, ночь. Соотносить противоположные по смыслу слова: утро-вечер, день-ночь).

- на ОД по конструированию («Кубик ставим внизу», «кирпичик наверху» и т.д.).

Предлагала детям новые игровые ситуации, когда они должны были не только определять, местоположение предметов, но и самостоятельно создавать ситуации: «Встань так, чтобы Даша стояла впереди, а Ваня – сзади тебя». Были предложены стихотворения для чтения и заучивания наизусть «Наши руки», «Левая рука», «Перед домом», «Солнечный зайчик», «Далеко и близко» и др.

Широко использовались физкультминутки в стихотворной форме, загадки.

Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение и групповая работа, которой нужно сначала обучить детей. Для этого педагог должен потратить время для обучения. Без соблюдения этого условия групповая работа и работа в парах бывает неэффективна. Как показывает практика, первый опыт ее организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы детей, их неумение действовать совместно). С первых дней организации такой работы необходимо вводить правила. Так постепенно дети учатся внимательно слушать ответ товарища, работать дружно, быть внимательными друг к другу. Это делается сознательно, чтобы активизировать внимание детей, научить выполнять задание осмысленно. Такая работа привлекает дошкольников.

Танец «Буги-Вуги» под пение:

Ручку правую – вперед, а потом ее – назад,

И опять ее – вперед, и немного потрясем.

Мы танцуем буги-вуги, поворачиваем в круге, и в ладоши хлопаем вот так- Хлоп-хлоп!

Далее части тела меняются (Руку левую вперед; ногу правую вперед и т. д.)

«Выполняй-не зевай!»

Как правило, многие дети путают эти слова. В этом случае воспитатель уточняет, что «позади», или «сзади», находится то, что за спиной

человека, то, что человек не видит, а «впереди» то, что перед его глазами, то есть то, что он видит.

После того как все дети встали правильно, воспитатель задает вопросы:

— Что находится позади вас (перед вами?)

— Что от вас справа (слева?)

Можно идти на вперед, а теперь назад, налево, направо. Дети выполняют команды.

Игра: «Магазин игрушек».

Формировать пространственные представления: слева, справа, вверху-внизу, посередине. Учить работать в парах. Развивать диалогическую речь.

Сингапурские технологии: (Работа в парах)

Inside-Outside Circle

Инсайд – Аутсайд Сёкл

(внутренний и внешний круг)

«Внутренний и внешний круг» - обучающая структура, в которой дети формируют внутренний и внешний круги и делятся своими мнениями с разными партнерами. (День-ночь, утро-вечер).

Stir The Class / Сте Зе

(собери мнения)

Встаньте, пообщайтесь в парах как можно с большим количеством человек. Поделитесь с друзьями. (День-ночь, утро-вечер).


Скачать файл