Навигация

Сказкотерапия и ее значение в младшей школе

Байтуменова Меруерт Темурхановна
психолог
ТОО "Школа Нового Поколения" NGS

Данная работа представлена в виде анализа метода сказкотерапии в начальной школе. Значение сказкотерапии и ее влияние на психологическое и интеллектуальное развитие младшего школьника. Как сказкотерапия влияет на развитие личности и черты характера, чем этот метод может помочь и как и когда его применять


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 02.03.2024


Фрагмент для ознакомления

Многие основные свойства и личностные качества ребенка складываются в школьный период жизни; от того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие. Младший школьный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям.

Младший школьный возраст – важный период в жизни ребенка, когда он входит в мир новых социальных отношений, осваивает морально-нравственные нормы, по-другому оценивает себя и свои способности, учится быть самостоятельным и ответственным человеком. Младший школьный возраст также является периодом интенсивного развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.

Стержнем воспитания в младшем школьном возрасте является развитие у детей таких нравственных качеств, как аккуратность, бескорыстие, вежливость, милосердие, сочувствие, щедрость, честность, порядочность и т.п. Эти качества к концу младшего школьного возраста должны осознаваться, развиваться и закрепляться в привычных формах поведения ребенка.

Известно, что у детей преобладает образное мышление. Следовательно, наиболее важная информация должна быть передана им через яркие образы. Именно поэтому наши мудрые предки использовали сказку в целях ненавязчивого обучения детей.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка младшего школьного возраста:

- потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;

- потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;

- потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т.д. Иногда вначале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:

1) автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;

2) активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров;

3) социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов: мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия); когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.; поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми [1].

  Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующие сказки для решения большого спектра задач, особенно в коррекции поведения. Сказкотерапия не подвергая опасности ребенка, может выявить проблему и незамедлительно приступить к работе. Сказкотерапевт при помощи сказок входит в доверие к ребенку и приходит к нужному результату коррекции в кратчайшие сроки. Уже после первых занятий можно заметить устранение психического напряжения улучшение эмоционального фона ребенка. С помощью сказкотерапии ребенок может исследовать свою личность, раскрыть ресурсы, выйти за рамки, что выстраивает окружение, дополнить запас возможностей. Все это станет ориентиром для возможности увидеть иные пути развития событий и решения проблем [2].

Сказкотерапия — это направление арт-терапии — форма терапии, которая использует творческий процесс для преодоления травм и других эмоциональных проблем. Это связано с тем, что смысл сказки понимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном.

Метод сказкотерапии позволяет предотвратить личностные, поведенческие, эмоциональные отклонения, способствует профилактике школьной и социальной дезадаптации, становлению самодостаточной и уверенной в себе личности с адекватной самооценкой [3].

По мнению Д.Ю. Соколова [4], продуктивность применения сказок в младшем школьном возрасте определяется несколькими особенностями. Во-первых, здесь восприятие сказки остаётся специфической деятельностью ребёнка, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать; она позволяет в доступной для понимания сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний. Во-вторых, при чтении и в целом восприятии сказки развивается механизм идентификации с персонажем и присвоение его ценностей, норм и образцов как своих, что для младшего школьника, в свою очередь, «запускает» механизм рефлексии и формирование представление о себе на новом, более высоком уровне.

Применение сказкотерапии в работе с детьми младшего школьного возраста позволяет обеспечить реализацию таких важных функций, как:

1) диагностическая функция – посредством сказкотерапии возможно выявить причины сложностей в освоении младшим школьником учебного материала;

2) терапевтическая функция – применение сказкотерапии позволяет устранять выявленные причины затруднений, с которыми сталкиваются младшие школьники в процессе усвоения материала;

3) прогностическая функция – позволяет прогнозировать поведение ребенка в той или иной ситуации и, тем самым, принимать оперативные меры по корректировке его поведения.

В рамках сказкотерапии, в зависимости от цели и характера решаемых проблем, возможно применять как русские и зарубежные народные сказки, так авторские литературные сказки. Ввиду того, что в настоящее время дети, как правило, менее знакомы со сказками, чем, скажем, с мультипликационными фильмами [5].

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила классифицировать сказки на: художественные (русско-народные и авторские), дидактические, прихокоррекционные, психотерапевтические и медитативные. Дидактические сказки создаются педагогами, психологами и родителями. Данные сказки служат для сказочной подачи новых знаний, усвоения учебного материала. В таких сказках абстрактные символы (буквы, цифры и т.п.) и понятия (здоровье, времена года и т.п.) «оживают» и начинают свой путь героя, который помогает ребенку легче закрепить учебный материал. Психокоррекционные сказки служат для деликатной коррекции (исправления) имеющихся проблем у ребенка (страхи, неуверенность, агрессивность и прочие) или его поведения. Психотерапевтические сказки– это более глубокие смыслом сказки, которые воздействуют на мировоззрение человека и стимулируют процесс его личностного роста (проблемы жизни и смерти, зависимости, самобичевание, развитие и другие). Медитативные сказки создаются для снятия психоэмоционального напряжения, настрой на гармонию с собой и окружающими [6].

В своих работах И.В. Вачков дополнил данную типологию и выделил еще один вид сказок: психологические сказки (психосказки). Целью таких сказок является знакомство ребенка с основными психологическими понятиями, развитие его самосознания, его внутреннего мира [7].

С учётом детских психологических проблем Р. М. Ткач выделяет следующие группы сказок: сказки для детей, имеющих фобии; сказки для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ); сказки для работы с агрессивными детьми; сказки для детей с расстройствами поведения с физическими проявлениями; сказки при сложностях отношений в семье (развод родителей, появление нового члена семьи и т.д.), сказки в случае потери ребенком близких людей [8].

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет следующие возможные формы работы со сказкой [9]:

1. Аналитическое направление. Интерпретация сказок. Целью такой работы является осознание того, что стоит за сказочной ситуацией и за поведением героя: «О чем эта сказка?», «Почему герой совершил те или иные поступки?».

2. Рассказывание сказок, но необычным способом. Данный прием предлагает ребенку или группе детей рассказать сказку от первого или третьего лица, от других действующих лиц или лиц, вовсе не участвующих в сказке (Баба – Яга, Колобок и т.д.) [10].

3. Сочинение сказок. Но чтобы сказка обрела силу и оказала помощь необходимо знать принципы ее построения. Во-первых, сказка должна быть идентичной проблеме ребенка. Во-вторых, сказка предполагает замещающий опыт, услышав который ребенок проведет аналогию со своей проблемой и «увидит» возможность нового выбора. В-третьих, сказочный сюжет имеет определенную последовательность: создание образа главного героя – конфликтная или проблемная ситуация – появление помощников, врагов и препятствий – ситуации, в которых герой побеждает благодаря помощи – герой продолжает преодолевать ситуации, но уже самостоятельно – осознание героем самого себя в новом качестве в результате одержанных побед – позитивный финал (триумф) [11].

4. Переписывание (или дописывание) сказок. Ребенок может переписать русско-народную или авторскую сказку в том случае, если она ему не нравится. Это является важным диагностическим материалом и возможности нахождения нового решения [12].

5. Сказочная куклотерапия. Слушая или читая сказку, ребенок просматривает ее в своем воображении, где видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является постановка сказки с использованием кукол (куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы). Через куклу ребенку легче выразить те эмоции, которые обычно он не позволяет себе проявить.

6. Постановка (разыгрывание) сказок. Разыгрывание действий захватывает ребенка, создает ощущение сопричастности к событиям.

7. Сказочная имидж-терапия, вживание в новый образ. В сказочном образе ребенок может компенсировать то, чего ему не хватает в жизни, он позволяет ребенку измениться и почувствовать себя в новой роли.

8. Сказочное рисование. Это может быть проективно-диагностическое рисование или же просто спонтанное [9].

Сказкотерапия считается комплексным методом, поскольку она может реализовываться в различных формах: сказку можно нарисовать или слепить, можно сделать аппликацию по сюжету сказки; так же применяется средство разыгрывания сказок с помощью кукол или песочносказочная терапия. Таким образом, сказкотерапия может предполагать применение иных методов и средств в коррекционной работе.

Комплексная сказкотерапия представляет собой синтез наиболее эффективных психологических технологий и психотерапевтических приемов в сказочном контексте. Это метод, использующий метафорическую форму для интеграции личности, развития творческих способностей, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции. Сказкотерапия признается одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Автор, опираясь на труды других исследователей-подвижников сказкотерапии, обращает внимание на постепенно оформляющуюся концепцию комплексной сказкотерапии. Данная концепция вбирает в себя гуманистические идеи развития психологов, педагогов, философов древности и нового времени. В представлении автора «комплексность» метода сказкотерапии заключается в:

1. формировании связи сознания и подсознания посредством речи, ориентированной на процесс творческого мышления: для сказкотерапевтов «сказкотерапия», в первую очередь, это язык, на котором возможно беседовать с душой, бережно соприкасаясь с самым сокровенным;

2. воспитании, ориентированном на систему ценностей человека, семьи, общества: «воспитание», в данном ключе, рассматривается как «в ось питание», питающая ось, жизненный стержень человека, духовное развитие его самосознания, укрепление духа на базе общечеловеческих ценностей;

3. развитии эмоционального интеллекта и развитии навыков управления им: эпосы, мифы, притчи, сказки несут информацию о том, как люди ищут, соприкасаются, переживают наличие или отсутствие общечеловеческих ценностей, будь то истина, вера, любовь, сотрудничество, достоинство;

4. индивидуальном подходе к личности человека с учетом его уникальной системы опыта, знаний, условий, в которых он родился и развивался: к каждому возрастному поколению сказкотерапевт подбирает свой метафорический язык, подходящий сюжет, близкий образный ряд, принимая во внимание, что внутренняя реальность человека не может быть объяснена в сухих психологических терминах.

В сказкотерапии используются индивидуальные и групповые формы работы. В групповых занятиях выбирают сказку, сюжет которой может помочь участникам осознать выявленную у них проблему и показать возможные пути ее разрешения. «Проживая сказку», они учатся преодолевать барьеры в общении, чувствовать друг друга, доверять и внушать доверие, оказывать помощь и получать ее. Групповой процесс способствует и личностному росту участников: у них развивается фантазия и образное мышление, проявляется творчество, формируется положительный образ себя. Сказку можно читать или слушать, обсуждать, анализировать, проигрывать, рисовать сюжеты по ее мотивам, составлять мультфильмы по нарисованным сюжетам.

Таким образом, сказкотерапия обладает огромным потенциалом в групповой и индивидуальной работе с детьми младшего школьного возраста, способствуя развитию самосознания и креативности, навыков командной работы, стрессоустойчивости, позволяя впитать опыт мудрых предков, отреагировать эмоции, скорректировать страхи и фобии, повысить адаптацию к школе и мотивацию к обучению.

Литература

  1. Девятова О.П. Сказкотерапия как средство воспитания гуманных взаимоотношений среди детей младшего школьного возраста // Современные тенденции развития начального и эстетического образования: Сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию факультета начального и музыкального образования, Могилев, 28 марта 2019 года. – Могилев: Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2019, 28-30.
  2. Широкова Л.К., Рыбина Е.А., Горшенкова А.О. Применение сказкотерапии в работе с детьми младшего школьного возраста // Современные научные исследования и инновации, 2022, № 8(136).
  3. Бусловская Л.К., Ковтуненко А.Ю., Рыжкова Ю.П. Эмоциональное состояние ребенка как критерий адаптации к новым социальным условиям // Современные проблемы науки и образования, 2020, 6, 53.
  4. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия, а ещё лунные дорожки, или Приключения принца Эно. Монография. М., 2005. 224с.
  5. Соловьенкова Н.К. Сказкотерапия в работе с детьми младшего школьного возраста // Ростовский научный журнал, 2019, № 4, 76-84.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: ООО «Речь», 2000, 310с.
  7. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самопознания через психологическую сказку – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2007, 144с.
  8. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008, 118с.
  9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: "Златоуст", 1998, 352 с.
  10. Митина О.Н., Шурухина Г.А. Сказкотерапия как метод коррекции в работе с младшими школьниками // Человек в условиях социальных изменений: Материалы международной научно-практической конференции, Уфа, 18 апреля 2023 года. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2023, 464-468.
  11. Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей– 3-е изд. М.: Генезис, 2020,160с.
  12. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. СПб.: Речь, 2006, 144с

Скачать файл