Навигация

Принципы гендерного подхода в хореографии

Усманова Нурия Абдул-Барыевна
преподаватель хореографических дисциплин
РГУ "Казахская национальная академия искусств им. Т.Жургенева"

Гендерный подход в образовании в настоящее время активно обсуждается. Воспитание детей с учетом половых различий позволяет по-иному увидеть специфику педагогической работы.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 17.11.2023

Другие материалы этой рубрики


Фрагмент для ознакомления

Когда-то в Царской России обучение мальчиков и девочек было отдельным. Гимназии делились на женские и мужские. Идея заключалась в том, что мужчинам и женщинам нужны были разные знания, чтобы войти в общество. Девушек готовили к роли жены, матери и домохозяйки. У мальчиков обучение было гораздо шире, в основном это были точные науки и военное дело. К тому же, они могли учиться в вузах, в отличие от девушек.

Время менялось, вместе с советской властью пришло смешанное образование. Этот метод стал считаться прогрессивным. Ученые педагоги считали, что такое обучение способствует формированию дружбы и товарищества между разнополыми детьми. Хотя моральный климат школы изменился, основой женского образования остался образ матери был, а мужского - образ защитника. Но и те, и другие должны были честно трудиться на благо своей Родины.

В последнее десятилетие снова стали появляться гомогенные классы. Они имеют отличительные особенности по сравнению с дореволюционным и советским временем. Дети учатся в разных классах, но в одной школе. Зато все внеклассные мероприятия у них проводятся совместно.

Мозг мальчиков и девочек функционирует по-разному. Девочки, больше мальчиков подвержены эмоциям, т.е. у них чаще задействовано одно полушарие. Девочки болезненно воспринимают критику, особенно от взрослых, это важно учитывать. У мальчиков же больше задействовано другое полушарие. Поэтому при обучении с ними нужно использовать несколько другой способ влияния, конкретизировать претензии и коротко излагать.

Одни исследователи считают, что девочкам, учащимся вместе с мальчиками, приходится с ними одновременно конкурировать и пытаться понравиться. Это приводит их к агрессивному и жесткому поведению, так как им приходится противостоять напористому и активному поведению мальчиков. Другие исследователи считают наоборот, что девочки и мальчики могут учиться вместе.

Но и те, и другие солидарны в том, что даже самые передовые педагогические технологии будут бесполезны в учебно-воспитательном процессе, если они опираются на «бесполую» педагогику. Это означает, что если игнорировать закономерности развития пола, то воспитание не достигнет своих целей. Нарушение половых ролей ведет к изменению в структуре общества, что становится заметным в последнее время. Подрастающее поколение все хуже справляется с социальными, общественными и семейными ролями.

В первую очередь, мужественность и женственность воспитываются родителями. Родительский пример, семейные и родственные традиции, внутренние и внешние качества характера взрослых, взаимоотношения между членами семьи является самым действенным средством полоролевого воспитания.

По значимости и актуальности на сегодняшний день эта проблема не имеет аналогов. Гендерный подход в образовании в настоящее время активно обсуждается. Воспитание детей с учетом половых различий позволяет по-иному увидеть специфику педагогической работы. Это указывает на то, что возникла необходимость поиска путей эффективной подготовки подрастающего поколения к выполнению мужских и женских социальных ролей в системе общественного воспитания. Необходимы конкретные цели и задачи полового воспитания, основанные на гармонии между людьми.

Понятие «гендер» несет в себе совокупность норм, которые следует соблюдать женщинам и мужчинам в соответствии с их биологическим полом. Гендерный подход в образовании включает в себя методы, приемы, средства обучения и воспитания, направленные на то, чтобы дети чувствовали себя в образовательном учреждении комфортно, справлялись со всеми трудностями социализации. И что очень важно такой поход способствует самоидентификации ребенка.

Для социализации детей хорошо себя зарекомендовало использование различных видов искусств. Творчество заставляет ребенка видеть мир гораздо шире, а именно, видеть грань между добром и злом, силой и слабостью, трудолюбием и ленью и т.д. Такой вид искусства как хореография занимает особое место. Занятия танцем учат понимать и создавать прекрасное, развивают образное мышление и фантазию, способствуют гармоничному развитию. В возрасте 6 лет и старше дети уже в достаточной мере эмоционально и психологически подготовлены к физической работе и нравственному восприятию хореографии. С самых первых занятий мальчики и девочки знакомятся с правилами мужского и женского поведения в танце. Что подтверждает гипотезу о гендерных особенностях. Когда учитель хореографии строит учебно-воспитательный процесс с учетом гендерных особенностей детей, происходит своевременное усвоение мальчиками и девочками своих половых ролей. Поэтому вопросы гендерного обучения преподаватель хореографии должен знать, чтобы применять их в практической деятельности и быть готовым решать возникающие задачи на высоком профессиональном уровне. Это значит, он должен стремиться к самообразованию и самовоспитанию в данном направлении. Так как именно преподаватель после родителей является тем человеком, который способствует социализации детей в школе и оказывает влияние на формирование у учащихся представлений о качествах мужчин и женщин, их ролях, культуре взаимоотношений и т.д. что в свою очередь способствует гармоничному развитию и самореализации личности.

Гендерный подход в хореографии имеет свои принципы:

-целенаправленный учет интересов мальчиков и девочек, осуществление деятельности на основе гендерных особенностей и возможностей в обучении хореографии;

-обеспечение условий для реализации женской и мужской индивидуальности, личности, ее функционирования как субъекта гендерных отношений в процессе обучения;

-недопущение дискриминации в способностях мальчиков и девочек при обучении.

Одной из главных задач гендерного подхода - это обучение детей разного пола взаимодополнять друг друга. В противном случае без учета психофизических возможностей происходит одностороннее развитие.

Педагогические условия для повышения эффективности обучения на занятиях хореографии:

-использование соревновательного момента. Т.е. применение поочередно «маскулинно-ориентированных» и «феминно-ориентированных» движений для выявления лидеров;

-обучение мальчиков и девочек сотрудничеству и кооперации для взаимодополнения, а именно, на уроке время от времени использовать ролевые и командные игры такие как «Дружные пары», «Разноцветные клумбы», «Рыбаки и рыбки»;

-дать возможность каждому ребенку быть «звездой», иметь соло в центре танца;

-внеурочные мероприятия – чаепития, активный отдых для сплочения коллектива;

-преподаватель должен иметь авторитет как у детей, так и у их родителей.

Процесс хореографического воспитания положительно влияет на преодоление трудностей в отношениях между мальчиками и девочками. Совместное исполнение танцев, массовых и парных, участие в групповых играх учит доброжелательному и внимательному отношению друг к другу, формирует черты гуманности, человечности, взаимовыручке.

Перед учителем хореографии стоят три наиважнейшие задачи: образовательная, развивающая и воспитательная. Благодаря такому обучению происходит переход к гендерной педагогике в хореографии, в основе которой заложен гендерный подход. Цель гендерной педагогики - это учет заложенных природой особенностей психики ребенка и коррекция воздействия гендерных стереотипов для проявления и развития личностных склонностей ребенка. Более того, их формирование - важнейшая задача воспитания. А ее решение – необходимое условие благополучия и благосостояния детей в будущем.

Таким образом, в стране, в которой преобладает обучение подрастающего поколения без подавления мужского или женского начал – возможна сильная государственность, основывающаяся на сильной и объективно нормальной семье.

Использованная литература:

  1. Дьячкова Н. А. Гендерный подход в обучении школьников // Молодой ученый. — 2014. — №20.2. — С. 14-15.
  2. Бажанова В. Л., Пимкина С. В. Формы, методы и приемы раздельного обучения мальчиков и девочек на основе гендерного подхода. Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». № 3(4). www.grani.vspu.ru
  3. Баурова Ю. В. Реализация гендерного подхода в общеобразовательном учреждении. http://edu.tltsu.ru
  4. Баурова Ю. В. Разнополое обучение: гендерный подход. http://direktor.ru
  5. Горшкова Т. А. «Проблема готовности учителя к реализации гендерного подхода в обучении школьников». Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». № 3(4). www.grani.vspu.ru
  6. Кравцова И. Б. Гендерный подход в обучении и воспитании. http://www.uchmet.ru
  7. Макарова А. И. Гендерная компетенция будущего педагога // Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя. Сб. материалов научной конференции. Киров, 2013, с. 558–562.
  8. Перфилова Г. Б. Гендерный подход в обучении и воспитании. [Электронный ресурс]. 2012. http://festival.1september.ru

Скачать файл