Навигация

Применение электронного сервиса Plikers как инструмента формативного оценивания на различных этапах урока в начальных классах

Пестрецова Олеся Георгиевна
учитель начальных классов
КГУ «Общеобразовательная школа №22 отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области

В данной статье представлены возможности использования электронного сервиса «Plickers» в качестве одного из инструментов формативного оценивания. Автор делится опытом применения данного ресурса в повседневной работе с обучающимися общеобразовательной школы. Эффективность сервиса проверена практикой использования на различных этапах урока в начальных классах и подтверждена результатами исследования.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 11.02.2024


Фрагмент для ознакомления

Качество образования напрямую зависит от профессионализма педагога. Современное содержание образования требует от учителя владения самыми актуальными на сегодняшний день технологиями. Использование новых ИКТ совместно с активными методами обучения вызывает интерес обучающихся, повышает их мотивацию к образовательной деятельности.

Целью исследования стало выявление степени эффективности применения сервиса Plickers при проведении формативного оценивания. Был намечен действий по изучению инструментов формативного оценивания, была выбрана методология, изучен теоретический материал, зарубежные и отечественные практики проведения формативного оценивания. Задачами исследования явилось выявление возможностей сервиса Plickers, актуальных форм проведения оценивания, оценка эффективности каждой формы.

Определение проблемы

При разработке урока педагог старается максимально рационально использовать каждую минуту учебного времени. Поиск путей экономии времени привел к вопросу: «Как сократить время на проведение формативного оценивания, обеспечивая все условия его проведения?».

Обзор литературы

Теоретической основой исследования являются труды зарубежных авторов, исследовавших оценивание в образовании. Б.Блум доказал важность применения результатов оценивания с целью улучшения познавательных результатов обучающихся. М.Скривен предложил два вида оценивания: формативное и суммативное, инструменты и приемы для измерения прогресса учащихся в процессе познания ими мира. П.Блэк и Д.Уильям конкретизировали понятие формативной оценки, сделали вывод, что инновации, способствующие укреплению практики формативного оценивания, помогают достижению ощутимых результатов в процессе обучения [3].

Методы

Концепция «Оценивание для обучения» называет формативное оценивание механизмом, который соответствует требованиям современного общества, учитывает индивидуальные и возрастные особенности обучающихся. Методологической основой исследования является личностно-ориентированный подход, позволяющий раскрыть и использовать личный опыт каждого ученика в организации учебной (познавательной) деятельности [2].

Методы исследования – теоретический анализ педагогической и методической литературы отечественных и зарубежных авторов, теоретическое обобщение, изучение нормативных документов, систематизация информации по теме исследования; наблюдение, тестирование, анкетирование, обработка результатов исследования.

Результаты

Учитывая, что целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и обучающихся в процессе обучения, было решено внедрить в повседневную практику использование электронного сервиса Plickers. В оценивании для обучения очень важна обратная связь, которую педагог в силах обеспечить, работая с этим приложением. Формативное оценивание – вид оценивания, который проводится в ходе повседневной работы в классе, является текущим показателем успеваемости обучающихся [6]. На каждом уроке рекомендуется использовать формативное оценивание в целях своевременной поддержки обучающихся, прогресса в обучении, мотивирования детей к обучению, выявлению пробелов в знаниях и демонстрации их учебных достижений [1].

На этапе начала урока сервис можно использовать при проверке домашнего задания: в список вопросов загружаются правильные ответы, обучающиеся проводят по эталону самопроверку или взаимопроверку. После завершения процедуры оценивания, строится аналитический отчет, где каждый видит результат и допущенные ошибки. Сразу проводится работа по коррекции затруднений, строится план преодоления затруднений.

На этапе актуализации знаний возможно выявить уровень представлений обучающихся по теме, которую только предстоит изучить. Чтобы проследить динамику усвоения материала, нужно провести повторное оценивание в конце урока по этим же вопросам. Такая работа позволяет педагогу вовремя скорректировать траектории обучения класса в целом и индивидуально для каждого ученика.

На этапе середины урока целесообразно использовать «пликерсы» для формативного оценивания выполнения как отдельных заданий, так и всего этапа урока в целом. Творческий подход педагога к нестандартной формулировке вопросов и ответов, использование всех инструментов сервиса, позволит повысить активность и мотивировать обучающихся к дальнейшей работе.

На этапе окончания урока обязательным элементом стала рефлексия деятельности. В методической литературе описано много приемов, многие из них отлично синтезируются с сервисом. Намного меньше времени уходит на такой прием рефлексии как «Незаконченные предложения». Формируя набор вопросов, нужно просто переключить кнопку «оценка» на «опрос». Правильные ответы здесь не задаются. А после окончания опроса вы сразу увидите, как воспринимает урок весь класс и каждый ученик. Это позволит вам скорректировать сложность, скорость, формы работы на уроке.

Также отмечу, что данный сервис отлично справится с задачей оценить индивидуальную работу ученика, а также деятельность в паре или группе. Рекомендации для педагога, решившего пользоваться сервисом.

Существует множество видео и текстовых инструкций по установке приложения и использованию сервиса. Наиболее полная и понятная инструкция, по моему мнению и отзывам коллег, размещена по адресу: https://newtonew.com/app/provodim-opros-vsego-klassa-za-30-sekund-s-pomoshchju-plickers [8].

Для работы с приложением учителю достаточно иметь:

- мобильный телефон/смартфон с работающей с операционной системой iOS или Android, на котором установлено приложение Plickers;

- набор бумажных карточек с QR-кодами;

- компьютер, ноутбук, планшет, на котором будете открывать сайт Plickers в режиме Live View;

- использование проектора, подключенного к компьютеру, помогает существенно улучшить восприятие вопросов и проанализировать итоги диагностики.

Педагогу, решившему использовать в своей практике сервис Plickers, необходимо зарегистрироваться на сайте https://www.plickers.com [9]. У учителя открывается доступ к интерфейсу библиотеки. Уточню, что сервис англоязычный, но, если вы настроите автоматический перевод страницы, это существенно облегчит вашу работу.

Заключение

Наблюдение за обучающимися на протяжении 3 лет во время работы с «пликерсами» показало 100% включенность в процесс оценивания. Работа с приложением вызывает интерес, эмоциональный подъем, даже в конце урока.

Опрос учащихся о выборе инструмента формативного оценивания на уроке показал, что в 97% ответов выбор был в пользу применения сервиса вместо привычных инструментов. На вопрос анкеты: «Почему ты выбираешь для формативного оценивания именно «пликерсы»? были получены такие ответы:

- это интересно и увлекательно;

- я сразу узнаю результаты, если было тестирование, не нужно ждать, пока учитель проверит работу;

- вижу свои ошибки, узнаю правильные ответы;

- мне интересно, как ответили одноклассники, какой я в рейтинге по выполнению этого задания.

Хронометраж урока, а именно времени, затрачиваемого на формативное оценивание, показал положительную динамику.

Если на проверку карточек с формативным тестом на бумажном носителе нужно потратить не менее 15 минут после урока, потом раздать карточки, провести беседу по анализу ошибок на следующем уроке, то с применением сервиса время в разы сокращается.

Отмечу, что, осваивая технологию работы с сервисом, поначалу затрачивала продолжительное время (до 35 минут). Сейчас время уходит только на внесение вопросов в базу и постановку набора в очередь. Достаточно 5-10 минут.

Таким образом, применяя сервис Plickers на различных этапах урока в начальных классах, учитель решает целый комплекс задач, связанных с формативным оцениванием. Эффективность использования обусловлена доступностью сервиса, понятным интерфейсом, широким набором инструментов, удобных для педагога, что дает возможность быстро и качественно получать обратную связь.

Список использованной литературы:

  1. Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2022-2023 учебном году». – Нур-Султан: НАО имени Ы.Алтынсарина, 2022. – 320с.
  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. –М.,1995
  3. Блэк П., Уильям Д. (1998) Внутри черного ящика: повышение стандартов
  4. через оценки в классе / Inside the black box: raising standards through classroom assessment. King`s College London, School of Education.
  5. Кохаева Е.Н. Формативное (формирующее) оценивание: методическое пособие – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2014. – 66 с.
  6. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/ Сост. Р.Х.Шакуров, А.А.Буркитова, О.И.Дудкина. – Б.: «Билим», 2012. – 80 с.
  7. Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ: Учебно-метод. Пособие. / Под ред. О.И.Можаевой, А.С.Шилибековой, Д.Б.Зиеденовой. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016. - 56 с.
  8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.-М.,2000.с94
  9. https://newtonew.com/app/provodim-opros-vsego-klassa-za-30-sekund-s-pomoshchju-plickers (дата обращения 01.03.2023).
  10. https://www.plickers.com (дата обращения 01.03.2023).
  11. https://www.youtube.com/watch?v=HZ1Yp_Z4ToU (дата обращения 01.03.2023).

Скачать файл