Навигация

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через танцевально-игровую деятельность

Горбушина Анна Николаевна
музыкальный руководитель
КГКП «Ясли-сад №2 отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области
Комендантова Елена Васильевна
музыкальный руководитель
КГКП «Ясли-сад №15 отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области

Благодаря танцевально-игровой деятельности удовлетворяется естественная потребность детей в движениях, формируется правильная осанка, красивая походка, развивается ритмичность и музыкальность, координация движений. Обучая ребёнка танцевальным движения, не ставится задача непосредственно обучению танцу и определенным движениям. Эта проблема решается опосредованно, через игру, в которой дети творчески познают возможности своего тела.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 11.02.2024


Фрагмент для ознакомления

Еще до рождения сердце ребёнка стучит в такт сердцу мамы, и этот ритм сопровождает его всю жизнь. Первый шаг ребёнка в жизни уже сделан, моя задача научить его двигаться свободно и ярко, создавая для ребёнка максимально благоприятные условия для самовыражения и творчества, дать неограниченные возможности проявить и раскрыть себя.

Наиболее, по моему мнению, привлекательным для детей является танцевально-игровое творчество. Начиная с 2 и до 6 лет потребность детей двигаться, танцевать, проявлять, себя в творчестве огромна.

Благодаря танцевально-игровой деятельности удовлетворяется естественная потребность детей в движениях, формируется правильная осанка, красивая походка, развивается ритмичность и музыкальность, координация движений.

Обучая ребёнка танцевальным движения, не ставится задача непосредственно обучению танцу и определенным движениям. Эта проблема решается опосредованно, через игру, в которой дети творчески познают возможности своего тела. Из этого рождаются танцы сюжетные и игровые, которые дети быстро запоминают и активно вовлекаются в танцевальный, творческий процесс. Зачастую бывает трудно определить, что дети исполняют – танец или игру. Поэтому возможно употребление таких терминов «игровой танец», «пляска – игра».

Чтобы добиться определенных успехов в любом виде деятельности, необходима система работы.

Цель: Развитие у детей музыкально – ритмических, танцевальных способностей состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки, выделении средств выразительности, формы, ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.

Задачи:

—учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

—развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

—учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), жанры танцевальной музыки (вальс, полька, танго, народные, современные танцы) виды музыкально – ритмической деятельности (игра, пляска, упражнение);

—формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;

— развивать творческие способности, придумывать «свой» игровой образ, «свой» танец, комбинируя различные элементы музыкально - ритмических, танцевальных и сюжетно-образных движений.

Задачи эти успешно решаются, только если используются качественно продуманные и четко подобранные музыкальные произведения. Репертуар может быть самым разнообразным (народная, классическая музыка, современная музыка).

Источниками движений принято считать музыкально - ритмические упражнения, сюжетно-образные движения, из которых и составляется тот или иной танец. Из физических упражнений применяются основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки, галопы), строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения). Используются и несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных, современных танцев, которые составляют основу детских танцевальных композиций.

Всегда понятны и доступны детям сюжетно-образные движения, которые включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий, и т. д.

Очень много программ, методических рекомендаций, инновационных технологий, которые можно порекомендовать музыкальным руководителям для развития у детей танцевально-творческих способностей.

1. Анна Буренина «Ритмическая мозаика» - программа по ритмической пластике детей.

2. Татьяна Суворова «Танцуй малыш»;

3. Ирина Каплунова «Этот удивительный ритм» - развитие чувства ритма у детей;

4.  Ирина Каплунова «Музыка и чудеса» - музыкально двигательные фантазии;

5.  Фирилева Жанна, Сайкина Елена «Са-фи- дансе» - танцевально игровая деятельность детей.

6. Горбушина А.Н. Комендантова Е.В. – учебно – методический комплекс «Танцевальнаям карусель» - развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через танцевально-игровую деятельность.

Методические приемы, используемые для реализации данного УМК варьируются в зависимости от используемого музыкального материала и его содержания, объема умений, индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то, чтобы музыкально - ритмическая деятельность детей была исполнительской и творческой.

Основные принципы создания УМК:

- принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков танцевально-игровой деятельности детей;

- принцип концентричности, подразумевающий постепенное наращивание и усложнение содержания детской музыкальной деятельности;

- принцип гуманистической направленности, подразумевающий ориентацию содержания воспитания на общечеловеческие ценности и личностно-ориентированную модель педагогического процесса музыкального воспитания детей;

- принцип системности, обеспечивающий организацию процесса на основе взаимодействия ведущих его компонентов: цель, содержание, средства, результат;

- принцип контрастного сопоставления произведений, ориентирующий на освоение музыкального материала в сравнении, что позволяет легко удерживать интерес детей к музыке, активно развивать музыкальное воображение и творчество.

Учебно-методический комплекс «Танцевальная карусель» наполнена и теоретическим материалом, и диагностикой уровня музыкального и психомоторного развития ребенка. Разработан перспективно - тематический план танцевально-игровой деятельности детей, конспекты танцевально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Перспективное планирование составлено на целый год состоит из модулей-блоков:

1.  Статический модуль ‑ Исходное положение (положение рук и ног);

2. Динамический модуль - Подготовительные упражнения к танцам (виды шага и бега, пространственные построения и передвижения)

3. Сегментный модуль - Элементы танцев (казахского, бального, эстрадного)

4. Мозаичный модуль - Танцы (парные, народные, тематические, игровые, сюжетные)

5. Игровой модуль - Музыкально-ритмические игры (сюжетные, несюжетные, с пением, атрибутами)

6. Креативный модуль - Детское танцевально–игровое творчество.

7. Этнический модуль – Задача данного блока научить детей базовым элементам народного казахского танца. Приобщение детей к культуре казахского народа, привития любви и интереса к казахскому, танцевальному искусству.

Тщательно отбирая из всего арсенала существующего практического материала по казахскому танцу, очень сложно было найти материал, который был бы доступен для детей дошкольного возраста. Техника выполнения казахских движений считается одной из самых сложных в исполнении. Поэтому использование этнических мотивов, элементов казахского орнамента, которые использую в основном в позиции рук помогают детям быстрее освоить элементы казахского танца, добиться пластики и красоты в движениях.

Наглядное пособие «Этнические движения в танцевальных движениях»,

разработано на основе теоретических положений отечественной школы танцевального искусства Казахстана, основоположником которой заслуженно и признанно является Шара Жиенкулова.

При обучении детей движениям казахского танца ребёнок опирается на опорные картинки, которые помогают зрительно ассоциировать танцевальное движения с представленным предметом или явлением природы. Каждое движение имеет своё название (треугольник, шанырак, клюв птицы и т.д.), что помогает ребенку сравнительно быстро запомнить технику выполнения движений.

Новизна УМК «Танцевальная карусель» состоит в сочетании традиционных и инновационных методов обучения:

- «Этнические движения в танцевальных движениях и в позициях рук»,

- использование элементов психогимнастики,

- элементов «звучащие жесты»,

- приемов алгоритмизации,

- «Условно – схематическое моделирование танцев»,

- «Сигнальные карты»,

- «Пальчиковая гимнастика»,

- «Игровой самомассаж»,

- «Игровые упражнения на постановку корпуса и позиции рук и ног»,

- «Игровой материал: творчество в движениях и пантомиме».

- Элементы «Креативной партерной гимнастика» которая основывается на нетрадиционную методику развития мышечной силы и гибкости. Здесь используется элементы и упражнения детской йоги, выполняемые в игровой форме.

- Инновационные технологии - Эвритмия - одним из способов выражения поэтического и музыкального содержания в пластике и пространстве. Эвритмия включает в себя: ритмические игры; блок развития мелкой моторики – пальчиковые игры; блок развития крупной моторики (упражнение для развития координации, равновесия); пространственная ориентация – сигнальные карты; импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением; игропластика - специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях.

- Инновационная технология в музыкальном развитии – «Коммуникативные танцы-игры» – это танцы с простыми движениями, которые включают элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания.

Вовлечение ребенка в процесс музицирования происходит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Использование которых решает задачи:

- развития коммуникативных навыков,

- развития двигательной координации,

- развития чувства ритма.

- Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые).

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

- Музыкально-педагогическая технология «Хор рук» - инновационная форма в работе «художественно-эстетического развития» дошкольников.

Использование на ОД различных методов и приемов, инновационных технологий облегчает освоению и накоплению музыкально – ритмических движений, развивает двигательную память, совершенствует навыки и умения детей. Помогает сосредоточить внимание на образах, настроении музыки и передаче ее в выразительных движениях. Вместе с тем нельзя превращать подготовительные упражнения в тренаж—необходимо облекать их в интересную, занимательную форму, используя для этого игровой материал.

Задача педагога – музыканта научить внимательней вслушиваться, всматриваться в окружающий мир с тем, чтобы передать свои наблюдения в музыке и пластике движений. Придумывать совместно с детьми способы воплощения и передачи увиденного, что дает возможность для самовыражения детей, раскрытия их творческого потенциала, их возможностей и реализации их желаний.

Таким образом, с первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития танцевального творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и более успешной работе мозга, а сам процесс обучения музыкально – ритмическим движениям, танцам приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.


Скачать файл