Навигация

Семья и начальная школа: взаимодействие и взаимопонимание

Эмтер Ирина Васильевна
учитель начальных классов
КГУ "Физико-математический лицей отдела образования города Костаная"

В статье рассказывается о работе с родителями в начальной школе. О способах взаимодействия. Приводятся примеры.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 30.01.2023


Фрагмент для ознакомления

Воспитывая детей, мы подчас обязаны
одновременно воспитывать и взрослых родителей
Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое человеческое счастье
В.А.Сухомлинский

Работа с родителями всегда считалась и считается одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя.

Многие из родителей считают, что воспитанием должна заниматься школа. У школы несколько иные функции. Она не должна заменять ребёнку семью, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность самореализоваться, проявить свои способности. Именно школа должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. К большому сожалению, многие родители неохотно и очень осторожно обращаются за помощью к учителям, неохотно идут в школу.

Трудности в работе с родителями были и есть: не все родители понимают значимость активного взаимодействия с педагогическим коллективом, некоторые сознательно уклоняются от воспитания детей, а большинство остаются сторонними наблюдателями.

В начальной школе классный руководитель должен знакомить родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; с теми требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам с первых дней пребывания в ней, с системой контроля за выполнением домашних заданий учащихся. Это знакомство с Уставом учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т.д.

Формирование здоровья подрастающего человека происходит в течение всего учебно-воспитательного процесса, с использованием разных видов деятельности, форм, методов и приемов. Однозначно, что без участия родителей учащихся вся эта работа будет неэффективной.

Много времени учащиеся проводят в стенах школы. Постоянная модернизация образования имеет две стороны. С одной – наши дети получают крепкие знания, позволяющие после школы поступить и продолжить обучение в других учебных заведениях. На первый взгляд, и дети, и родители должны быть этим довольны. Но есть другая сторона этого вопроса. Имея огромное количество учебных перегрузок, именно успешные ученики больше, чем другие теряют свое здоровье. Это не может не беспокоить как педагогов, так и семьи учащихся.

Общеизвестно, что состояние здоровья детей, значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения, уют и комфортность помещений и т.д.). В нашем образовательном учреждении для учеников созданы достаточно хорошие условия.

Сотрудничая с родителями, мы должны создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентаций, в раскрытии индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала. Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов

Успешность ребёнка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся помочь своему ребёнку, насколько поддерживают его.

Мы же, в свою очередь, должны принимать наших учеников такими, какие они есть на данный момент, и работать над тем, чтобы каждому в классе было комфортно, чтобы в школе каждому было интересно, чтобы каждый ребёнок почувствовал себя успешным в каком-то деле.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа – семья». Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:

1) Организация диагностической работы по изучению семей.

Изучение семьи позволяет педагогу лучше узнать ученика, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения школьника с родителями. Классный руководитель (учитель) может использовать следующие методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, и др..

К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:

  • познавательная сфера жизни школьников;
  • поддержка физического здоровья учащихся;
  • развитие их творческого потенциала;
  • поддержка одарённых детей;
  • социальная поддержка учащихся;
  • профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних.

2)Организация психолого-педагогического просвещения родителей

  • Получение родителями педагогических знаний, представлений и навыков в области воспитания.
  • Значительное место в системе работы с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению, которое способствует накоплению педагогических знаний являются родительские собрания, которые проводятся как в традиционной, так и нетрадиционной форме (конференция, практикум, деловая игра и др.).
  • 3) Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.
  • Родители активно включаются во внеурочную деятельность: праздники класса, походы, спортивные игры, ролевые игры.

4) Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением.

Родители могут выступать за различные изменения, помогать в реализации программ развития школы и участвовать в управлении школой через:

•    Родительские комитеты (классные);

•    Совет школы.

•    Информирование о содержании учебно-воспитательного процесса.

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.

При подготовке данной статьи, мною было проведено анкетирование родителей 3 «Б» класса. Всего было опрошено 30 родителей. Вот результаты анкетирования.

На вопрос:

1.Интересно ли вам посещать родительские собрания?

«Да - 22», «Нет - 2» «Не всегда - 6»

2.Какие вопросы, на ваш взгляд, должны обсуждаться на родительском собрании»,

А) Успеваемость и поведение ребенка - 22

Б) Актуальные вопросы психолого-педагогического просвещения - 20

В) Вопросы, касающиеся взаимоотношений в классном коллективе - 22

3.Как вы считаете, насколько активно Вы участвуете в жизни класса?

«Когда просят - 16» «Иногда - 6» «Всегда - 8»

4.Как часто за учебный год вы бываете на внеклассных мероприятиях в школе, классе?

«Никогда – 0» «1-2 раза - 0» «3-4 раза - 6» «Чаще 4-х-24»

5.Нравится ли вам посещать праздники, концерты, участвовать в походах и т.д.?

«Да - 30» «нет- 0» «Не всегда - 0»

6.Участвуете ли Вы в организации классных и школьных мероприятий?

«Когда просят - 10» «Нет - 2» «Да - 18»

7.Мой ребенок с удовольствием идет в школу?

«Да - 28» «Нет - 2» «Не уверен - 0»

8. В школе он чувствует себя в безопасности? Ему комфортно?

«Нет - 0» «Да - 30» «Не уверен - 0»

9.Мой ребенок может открыто высказывать свое мнение?

«Нет - 0» «Да - 20» «Не уверен - 10»

10.Мне нравятся взаимоотношения учителей и учащихся в школе?

«Нет - 0» «Да - 28» «Не уверен - 2»

11.Классный руководитель учитывает интересы и потребности моего ребенка?

«Нет - 0» «Да - 28» «Не уверен - 2»

12.В классе хорошие отношения между одноклассниками?

«Нет - 0» «Да - 30» «Не уверен - 0»

Анализируя данные анкеты, можно сделать вывод, что родители данного класса принимают активное участие в школьной жизни детей, заинтересованы в происходящих событиях в школе. Но есть и такие, которым не интересно, чем дети занимаются во время учебного процесса.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы действия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Вовлечение родителей в дела класса и школы меняет их отношение к школе. Совместные дела способствуют желанию познать своих детей, помогают найти язык общения. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, а также педагогов.

И опять возвращаемся к важнейшей роли, которую играет классный руководитель в жизни классного коллектива.

Быть хорошим классным руководителем, значит:

- взять на себя большую ответственность;

- уметь слушать и понимать;

- заботиться о каждом воспитаннике своего класса: о его интеллектуальном, психическом, физическом и нравственном состоянии;

- помогать во всём (в учении, в общении со сверстниками и учителями, в общении с родителями, в самоопределении, саморазвитии);

- руководить классом и поддерживать дисциплину;

- заменить (на время) маму и папу, подругу или друга;

- быть всегда на стороне справедливости.

В общении с детьми и их родителями хороший классный руководитель должен следовать следующим правилам:

Не быть назойливым. Помнить: у каждого ребёнка и родителя свой мир интересов, увлечений, печалей и радостей.

Войти в ситуацию, постараться понять, что чувствует ребёнок и родитель. Только тогда решать, что делать дальше.

Самому совершать добрые и хорошие поступки. Не только дети, но и родители учатся у нас.

Доставлять ребёнку радость общения с тобой! Хвалить! Указывать на успехи!

Избегать обвинений.

Покорить в себе гордыню. Уметь признаться, что и ты чего-то не знаешь.

Развивать в себе незаурядность! Тогда и твои воспитанники станут незаурядными личностями.

Основная и главная задача педагога – сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Учитель должен обладать большим терпением и тактом. У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями.

Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.

Подводя итог вышесказанному, хочу познакомить вас с восточной притчей.

Жили были три брата. Каждый из них был мастером в своем деле. Но чем бы они вместе не занимались - постоянно спорили и ссорились. Старший считал, что он дольше всех прожил, поэтому его надо слушать. Средний считал, что раз он всю страну объехал - то больше видел. Младший же с людьми больше всех общался и считал, что он прав, потому что больше других слышал. Так они и спорили всегда, ни одно дело не могли вместе сделать.

Однажды их отец устал от этого и выгнал их из дома, приказав вернуться только, когда они смогут друг с другом договориться.

Послушались братья отца и решили идти к мудрецу - может он рассудит, кто прав. Но даже этого не смогли они вместе сделать - дойдя до первого перекрестка, стали спорить, в какую сторону пойти. Так и спорили, что вся деревня услышала. До поздней ночи спорили, а потом и до утра.

Утром к перекрестку подошел седой старик с клюкой.

Услышав спор, старик спросил, почему братья спорят.

Те, перебивая друг друга, начали объяснять, что не могут решить, кто среди них должен решать в общих делах. Тогда старик взял три мешочка, положил в мешочки камни и раздал братьям.

- Эти мешочки - это ваше знание о мире. Загляните в них и скажите, что вы знаете.

У старшего было двадцать белых камней и всего три черных:

- Существуют белые и черные камни и черные попадаются очень редко, - сказал он.

У среднего было двадцать черных камней и три белы:

- Это неправда! Существуют белые и черные камни, но черные встречаются гораздо чаще, - сказал средний брат.

У младшего было двадцать три красных камня:

- Нет! Существуют только красные камни, - не согласился он.

- Видите, эти знания противоречивы, потому что вы не можете объясниться друг с другом.

После чего старик велел высыпать содержимое мешочков на землю и смешать.

-Что вы теперь можете сказать об этих камнях?

Старший ответил:

- Существуют черные, белые и красные камни и встречаются они одинаково часто.

Два других брата согласно закивали.

- Подобно этим камням - ваши знания есть лишь в ваших умах. Только обменявшись знаниями друг с другом, вы сможете принять правильное решение.

Для этого нужно уметь слушать и принимать знания друг друга.

Стыдно стало братьям. Поблагодарили они старика и домой пошли. И с тех пор все дела они делали вместе, еще лучше, чем раньше


Скачать файл