Навигация

Формирование учебного поведения ребенка для повышения качества обучения

Саттарова Гульдана Казбековна
клинический педагог-психолог
КГУ "Центр поддержки детей с аутизмом "Асыл Мирас"
Бельская Ирина Викторовна
заместитель руководителя
КГУ "Центр поддержки детей с аутизмом "Асыл Мирас"

В данной статье рассматриваем Формирование учебного поведения ребенка для повышения качества обучения. Задача педагогов создавать условия, моделировать игровые ситуации для формирования правильного поведения, повышения качества обучения детей с РАС, также реализации поставленных задач (научить навыкам игры и социального взаимодействия).


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 31.10.2023


Фрагмент для ознакомления

Разное сочетание психического недоразвития и дефицитарности центральной нервной системы обуславливает замедление темпа усвоения социального и культурного опыта, в результате происходит темповая задержка, нивелирование индивидуальных различий. Это требует создания специальных условий, поиска обходных путей, методов и приемов, которые, учитывая уровень актуального развития ребенка, тем не менее, будут ориентированы на зону его ближайшего развития с самого раннего детства.

При организации коррекционно-педагогической работы, клинические педагоги нашего учреждения учитывают особенности детей с РАС, а также последовательность и поэтапность становления формируемых функций у ребенка.

Важными навыками, формируемыми у детей первого года обучения с РАС, являются – учебные навыки.

При поступлении детей в наш центр, необходима работа педагогов с нежелательным поведением. Специалисты используют метод подкрепления, проактивные и реактивные методы. С поведением работают до того, как оно началось! Коррекционная работа построена на традиционном подходе ABA. Прикладной анализ поведения позволяет специалистам организовать эффективную работу и сформировать учебную модель поведения.

Следуя принципам организации пространственной среды у детей с РАС, наш Аутизм центр «Асыл Мирас» имеет деление на программы: обучающие навыки, социальные навыки, Джаспер, ранняя поддержка, жизненные навыки. В каждой программе есть структура занятий обучения как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме, подразумевающего игровой формат работы, и оборудованные в соответствии с рекомендациями для этой категории детей.

Всё это позволяет формировать у детей такие навыки как:

-умение подчинять свои действия общим правилам, ориентироваться на заданную систему требований;

-умение выслушать и выполнить инструкцию, принять учебную задачу;

-умение действовать по образцу;

-умение принимать помощь;

-умение доводить начатое дело до конца;

-умение высиживать на занятиях необходимое время;

-умение снять напряжение социально приемлемым способом;

-умение вести себя на занятиях правильно, следуя структуре занятия.

В формировании навыков поведения для повышения качества обучения ребенка важную роль играет совместные действия педагогов и родителей. Именно обучение родителей позволит сделать результаты интервенции более значительными. Включение родителей в процесс интервенции создает возможность закреплять полученные на занятиях умения в повседневной жизни. Родители смогут тренировать необходимые навыки в привычных для ребенка реальных жизненных условиях. В связи с этим в центре занятия проходят вместе с родителями.

Задача педагогов создавать условия, моделировать игровые ситуации для формирования правильного поведения, повышения качества обучения детей с РАС, также реализации поставленных задач (научить навыкам игры и социального взаимодействия). Для реализации задач ИПР мы используем игру как основную деятельность для формирования навыков социального взаимодействия и желаемого социально приемлемого поведения. Для этого, планируя определенную игровую активность, мы продумываем цели каждого ребенка во время игры.

Прежде всего следует обеспечить постоянное выполнение установленных правил, объясняя их значение. На первых порах важно помочь ребёнку освоить тот или иной навык. Ни в коем случае нельзя выполнять это действие за него. Осваивая новый навык, ребёнок обычно стремится многократно выполнить определённое движение. Постепенно он приучается всё более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей и формируется желаемое социально приемлемое поведение, которое очень важно для повышения качества обучения ребенка.

Для начала определим понятие поведения – это любое действие, которое выполняет человек. Другими словами, все, что мы делаем или делает ребенок — это поведение: – Ест – Пьет – Спит – Кричит – Рисует – Играет. Есть два вида поведения: нежелательное и положительное.

Вы, взрослый должны уметь управлять поведением ребенка путем понятого и целенаправленного подкрепления желательного поведения. Контролировать процесс взаимоотношений всегда должны вы, не ребенок.

Давайте ребенку несложные задания так часто, как только возможно, и поощряйте его стремления участвовать в их выполнении, приобретая позитивный опыт. На начальных этапах работы используйте подкрепления каждый раз, как только получаете положительную реакцию, постепенно переходя к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Однако не забывайте, что частота поощрений постепенно должна идти на уменьшение.

Как же увеличить проявление положительного поведения? Следуйте данным стратегиям:

- хвалите сильные стороны и успехи ребенка: говорите ему, что именно он сделал хорошо, и что вам понравилось. Старайтесь предоставлять позитивную обратную связь намного чаще, чем негативную обратную связь и коррекцию поведения («Молодец! Ты сам надел обувь!»);

- убедитесь в том, что ваши ожидания от поведения ребенка совершенно четкие, и постарайтесь объяснить их ему словами, картинками, фотографиями или видео моделями;

- игнорируйте нежелательное поведение: не допускайте ситуаций, когда крик ребенка позволяет ему избежать или прекратить процедуру чистки зубов или когда укусы помогают ему добиться покупки любимых конфет. Стойте на своем. Убедитесь в том, что все участники поведенческой программы действуют последовательно и согласованно в этих вопросах;

- дифференцируйте задачи: сделайте что-нибудь веселое, мотивирующее или то, что хорошо получается у вашего ребенка, затем дайте более сложную задачу;

- обеспечьте доступ к перерывам: научите его просить о перерыве доступным ему способом (слова, карточки и т.д.), чтобы он мог использовать этот инструмент и не прибегал для этого к нежелательному поведению;

- иногда позволяйте ребёнку находиться в местах и заниматься деятельностью, которую он любит, если это является безопасным и не беспокоит окружающих;

- используйте положительную манеру речи: говорите, чтобы вы хотели, чтобы ребенок сделал, и избегайте фраз «Нет!» или «Нельзя так делать!», заменив на фразу «Давай потом».

Исходя из сказанного, мы можем видеть, что, система обучения, нацеленная на успех, позволит вам обучать без принуждения, что исключает попытки ребёнка уклониться от обучения. Независимо от того, какое подкрепление вы используете, она будет предоставлять большую ценность для вашего ребёнка, если ребёнок, наряду с поощрением, получит от вас достаточно поддержки и помощи при работе над навыком, а значит, будет более успешным в процессе обучения.

Занимаясь с детьми, педагоги формируют у детей дополнительные компетенции в различных видах деятельности, что позволяет детям быстрее адаптироваться к обучению в школе.


Скачать файл