Навигация

Интерактивные формы взаимодействия с родителями в КГКП «Детская школа искусств «Жұлдыз», г. Усть-Каменогорск

Санталина Лариса Евгеньевна
заместитель директора по воспитательной работе
КГКП "Детская школа искусств "Жулдыз" отдела образования по г. Усть-Каменогорску управления образования ВКО

В статье описывается опыт работы с родителями в КГКП «Детская школа искусств «Жұлдыз», г. Усть-Каменогорск. рассказывается какие формы взаимодействия используются в процессе обучения и дается расшифровка, как применять эти формы на практике. Создание триады: педагоги, ученики, родители играет большую роль в оптимизации учебно воспитательного процесса и способствует сплочению семьи.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 11.12.2023

Другие материалы этой рубрики


Фрагмент для ознакомления

Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое человеческое счастье
В.А. Сухомлинский

Поэтому одной из основных функций педагога является способность наладить взаимодействие с родителями обучающихся, оказать помощь семье и одновременно усилить её ответственность за воспитание и обучение своего ребенка. Этот вид сотрудничества только в том случае будет эффективным, если педагог и родители смогут выстроить своё взаимодействие на основе союзничества и партнёрства.

Существует множество форм и методов работы с родителями, но по статистике педагогами в основном используются традиционные формы проведения этой работы, где главное место отводится сообщениям, докладам, наставлениям. Вследствие этого, наблюдается пассивность родителей, отсутствие заинтересованности в жизни детского коллектива, ребенка и школы в целом.

Сегодня все шире используются новые, активные формы работы, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Остановимся на некоторых из них.

Например, возьмем самую распространенную форму работы с родителями - родительское собрание. Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы: оно становится не просто местом, где сообщают оценки и собирают деньги на «классные нужды», а особым пространством, где родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками разговора.

Для повышения эффективности собраний педагогом могут быть использованы следующие интерактивные формы их проведения:

1. Собрание – беседа.

Происходит разговор учителя и родителей на насущную тему.

Беседу лучше всего использовать в профилактических целях, предупреждая возможные конфликтные ситуации.

Структура такого собрания, как правило, состоит из краткого выступления учителя, диалога учителя и родителей и подведения итогов.

2. Собрание - дискуссия.

Такую форму проведения родительского собрания можно использовать, если возникает необходимость обсудить какой-либо спорный вопрос, какую-либо спорную проблему воспитания и образования детей. В этом случае сокращается выступление учителя на собрании, а большая часть времени отводится на обсуждение и анализ разных точек зрения.

3. Собрание-семинар-практикум

На родительском собрании, проводимом в форме семинара, учитель выступает в роли преподавателя, который дает родителями теоретическую информацию, а родители – в роли студентов, которые коллективно пытаются решить ту или иную поставленную задачу практическим путём.

4. Собрание организационно - деятельностная игра.

Это такой вид деятельности, когда поставленная проблема решается в процессе игры, а её участники примеряют на себя различные роли и пытаются увидеть проблему глазами разных людей. В ходе игры участники ищут пути и способы решения проблемы, объединившись в группы, например, группа-«дети», группа-«администрация школы», «учителя», «родители», «эксперты». Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ решения. В результате коллективного анализа проблемы находится одно или несколько её решений.

5. Педагогическая мастерская.

Мастерская происходит от слова «мастер», а значит участвовать в ней должны мастера своего дела. На родительском собрании в форме педагогической мастерской, «мастера» - родители и «мастера» - учителя делятся своими знаниям и умениями, показывают педагогические приёмы, способствующие развитию личности ребёнка.

  1. Собрание-презентация.

Презентация - это публичное представление чего-либо нового, недавно созданного. Здесь педагог и родители делятся друг с другом необычным опытом семейного воспитания, нетрадиционными методами обучения, новыми методами оздоровления, вновь созданными учебными пособиями и другим.

7 . Вечер вопросов и ответов.

Родители готовят вопросы в рамках заявленной темы, затем все участники собрания выбирают наиболее интересные вопросы и подбирают на них исчерпывающие ответы.

8. Ток-шоу.

На родительское собрание, проводимое в форме ток-шоу, приглашаются интересные для родителей люди, которые могут помочь в решении педагогических проблем. Для того, чтобы соответствовать своему названию такая форма собрания предполагает большую предварительную работу: подготовку видеороликов и презентаций, аппаратуры оформление помещения, опрос родителей, приглашение гостей.

9. Гостиная

Это, пожалуй, наиболее знакомая нам форма проведения собрания. По сути это то же собрание-беседа, но с включением поэзии, музыки, танцев и часто проводятся как поздравительные открытки к праздникам или посвящены какой то определенной теме.

10. Кафе.

Родительское собрание, проводимое в форме кафе, очень близко по форме к гостиной. Только в оформлении такого собрания, помимо звучащей музыки, будут дымящийся чай в чашках, конфеты, фрукты в вазах, может быть, блюда, предложенные родителями на дегустацию.

11. Собрание в онлайн режиме.

Сейчас очень распространенная форма собрания. Можно проводить на платформе Zoom, Skype, Whatsup. Это удобно, если педагогу нужно быстро донести какую - то информацию до родителей, чтобы не обзванивать каждого, ведь это отнимает много времени.

Но, все-таки, если нужно, что то обсудить, то лучше собираться очно, ведь «живое» общение гораздо более эффективно.

Помимо родительских собраний, в школе искусств распространены и другие формы работы с семьей.

Очень актуальны индивидуальные консультации педагога. Они проводятся для того, чтобы преодолеть нежелание или даже боязнь родителей говорить о своем ребенке, его проблемах при других людях и способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке можно выяснить необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).

Особую роль играет участие родителей в концертной и конкурсной деятельности школы искусств, так как это неотъемлемая часть нашей жизни.

Весь учебный год наши ребята принимают участие в многочисленных мероприятиях и конкурсах различного уровня, от внутришкольных до международных. Это и городские концерты, посвященные различным праздникам и выступления на городских площадках. Такие мероприятия требуют большой организационной работы, сил, времени и здесь, конечно, очень выручают наши безотказные родители. Помогают транспортом, шьют костюмы, выступают в качестве костюмеров, гримеров и дежурных.

В начале учебного года проводятся Дни открытых дверей, которые позволяют наглядно увидеть, чем занимаются ребята в школе искусств. Это также способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детского творчества. День открытых дверей дает редкую возможность пройти по кабинетам школы, посетить любой урок и выбрать для своего ребенка занятие по душе.

Огромное воспитывающее значение для развития интереса к различным видам искусства у детей и их родителей является такая форма как «Посвящение в учащиеся школы искусств». Это мероприятие обычно проводится в форме театрализованного представления. Персонажи сказок, герои мультфильмов ведут творческий диалог с детьми, праздник украшают танцы, песни и веселые игры.

Много лет такая форма работы была традиционной, но в период карантина, к сожалению, оказалась забыта. Ведь вновь прибывшие дети зачастую не понимают, что они пришли не просто в какой-то кружок, а в большую и дружную семью, называемую школа искусств!

А это совсем другой уровень и ребенок, а также его родители начинают относиться к занятиям более серьезно и ответственно.

Также, практикуется такая форма работы, как открытые уроки и мастер-классы для родителей, которые по плану проводятся в ноябре и феврале. Такие уроки знакомят родителей с методикой преподавания предмета, требованиями учителя, помогают избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием специфики учебной деятельности. Это прекрасная возможность оценить знания своего ребенка по предмету, понаблюдать, как дети ведут себя на занятиях.

А для учителя – это форма повышения своего педагогического мастерства, возможность демонстрации своего профессионализма. На мастер-классах родители получают возможность вместе с детьми поучаствовать в творческом процессе: петь, танцевать, участвовать в тренингах, изготавливать поделки.

Также большую роль в плане взаимодействия с родителями играют Творческие отчеты, которые обычно проводятся в апреле и мае. Формы проведения могут быть самые разнообразные: театрализованный концерт, шоу-программа, спектакль.

И здесь также, родители являются главными помощниками и самыми благодарными зрителями. Мамы, папы, бабушки и дедушки помогают детям придумать и изготовить сценические декорации, костюмы или детали реквизита, одеть, загримировать, настроить на выступление.

Не все ученики ДШИ, да и не все коллективы могут принять участие в общем Отчетном концерте школы искусств, а тем временем, родители хотят увидеть, чему научились их дети за целый год. И такую возможность надо им предоставить хотя бы на сцене общеобразовательной школы.

Еще одной формой работы с родителями являются семейные концертно-игровые, конкурсные программы. Творческое общение всегда создают тёплую семейную атмосферу, располагает к раскрытию творческого потенциала, как детей, так и родителей. Такие мероприятия помогают перебороть чувство неуверенности в своих силах, которое препятствует успешному обучению детей, заставляет мобилизовать его внутренние резервы. А если рядом родители и друзья, то самое главное - проявить себя как личность.

Сейчас набирают силу новые формы мероприятий, в которые можно вовлечь родителей. Например, квесты. Квест — это командная игра, в ходе которой каждая группа выполняет какие-то задания, получая за это элементы ответа на какой-нибудь общий вопрос (ключи). Опираясь на эти ключи, команда должна дать ответ или найти что-то. Те, кто сделает это быстрее других, побеждают. Тематика может быть самая разнообразная: можно использовать сказочную, приключенческую, познавательную, а можно приурочить к каким-либо праздничным или знаменательным датам. В такую игру можно играть не только с детьми, но и целыми семьями.  Хореографы организовывают различные тематические флешмобы с участием детей и их родителей.

Преподаватели ИЗО и ДПИ – семейные мастер-классы, выставки, где родители являются не просто зрителями, но и активными участниками процесса, что помогает им почувствовать какими интересами, живут их дети, а, следовательно, научатся лучше их понимать.

Использование вышеуказанных форм работы с семьей позволяет эффективно взаимодействовать педагогам с родителями. Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.

Существует очень важное слово: ВМЕСТЕ. Действительно, только вместе с педагогами, с родителями ребенок сможет преодолеть все трудности, справиться с возникающими проблемами. Ведь главное для него – чувствовать за своей спиной надежный тыл, поддержку и опору.


Скачать файл