Навигация

Почему мы разрабатываем и применяем ЦОР?

Мухаметжанова Сауле Муратовна
преподаватель
ГККП "Высший технический колледж, город Кокшетау" при управлении образования Акмолинской области

В данной статье рассматривается проблема внедрения цифровых образовательных ресурсов в образование. На примере своего предмета преподаватель раскрывает содержание ЦОР. Освещает цели, задачи и значение применения ЦОР


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 17.11.2023


Фрагмент для ознакомления

Высший технический колледж г Кокшетау в системе ТиПО одним из первых среди других колледжей Казахстана внедрило в практику применение ЦОРов на уроках. С 2011 года все преподаватели в процессе подготовки занятиям разрабатывают и включают их в методическое оснащение по своим предметам. И прежде всего это преподаватели специальных предметов. Именно на их плечи ложиться ответственная задача в подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов.

Что представляет собой ЦОР? Современное программное обеспечение позволило изменить наглядное пособие, объединив иллюстративный материал, аудио и видео документы. Появилось понятие «Цифровой Образовательный Ресурс» – ЦОР, и ЭОР – Электронный Образовательный Ресурс.

Первые ресурсы представляли собой разрозненные материалы видео, аудио, наборы иллюстраций. Они содержались в компьютерных программах, электронных энциклопедиях и учебниках. Совершенствование программного обеспечения, развитие пакета Microsoft Office позволило самим педагогам перейти к созданию авторских цифровых ресурсов. Используемые программы позволили создавать интерактивные пособия, что способствовало росту мотивации обучения.

При широком использовании ЦОР возник вопрос об их эффективности. Была выдвинута гипотеза о том, что применение ЦОР стимулирует познавательную активность обучающихся, т. к. знания приобретаются по различным каналам восприятия, они лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок.

Понятие «цифровой образовательный ресурс» довольно широкое. Оно охватывает содержательную и методическую стороны образовательного процесса. Понимание того, каким он должен быть в целом и какими могут и должны быть его компоненты, сложилось не сразу. На первом этапе было четыре вида цифровых образовательных ресурсов, которые в то время чаще называли педагогическими программными средствами. Это электронные учебники, обучающие программы, компьютерные тренажеры и программы контроля учебных достижений.

Информатизация процесса обучения - это процесс, направленный на оптимальное использование информационного обеспечения процесса обучения с помощью компьютера. Компьютер дает возможность по-новому построить информационное обеспечение и повысить качество образования. И наша главная задача – извлечь и этого оборудования максимальную пользу. В современной психологии отмечается значительное положительное влияние использования цифровых ресурсов в обучении на развитие у учащихся творческого, теоретического мышления, а также формирование, так называемого, операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Цифровые образовательные ресурсы на своих уроках по экономическим дисциплинам применяю следующими способами: использую мультимедийный проектор ( при демонстрации отдельных мультимедиа–объектов по теме; при демонстрации мультимедийных презентаций по теме урока (15 – 20 минут от урока); «живая» демонстрация различных способов решения задач; использование компьютера студентом при ответе у доски (в частности, демонстрируя подготовленную из мультимедиа – объектов ЦОР презентацию); два студента за одним компьютером (фронтальные лабораторные работы; групповое исследовательское задание; групповое творческое задание; интерактивное обучение способам решения задач); ученик за одним компьютером (виртуальный лабораторный практикум; индивидуальное исследовательское задание; индивидуальное творческое задание; интерактивное обучение).

При внедрении цифровых образовательных ресурсов на своих уроках я придерживалась следующих методических правил:

- цифровые образовательные ресурсы – это средства, направленные на решение задач реального изменения качества образования, на повышение его эффективности;

- цифровые образовательные ресурсы используются в сочетании с различными педагогическими технологиями;

- при использовании цифровых образовательных ресурсов следует учитывать необходимость создания максимально благоприятных условий для подготовки творческого, мобильного и самостоятельно размышляющего студета;

- цифровые образовательные ресурсы являются средством, усиливающим отдельные приемы и компоненты деятельности педагога.

Создаю ЦОР в программе Microsoft Office FrontPage.

Достоинства ЦОР, созданных в данной программе в том, что они позволяют ускорить темп урока, высвобождают время учителя при проверке знаний, формируют навыки самоконтроля, исключают субъективность оценки, повышают мотивацию и интерес к обучению.

Использование цифровых образовательных ресурсов помогает решить мне следующие образовательные задачи:

- обеспечить организацию учебной деятельности, предполагающую широкое использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности;

- обеспечить качественное усвоение программного материала;

- обеспечить содержание материалов, ориентированных на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров;

- обеспечить компактность в изложении учебного материала, что высвободило время для закрепления и тренировки;

- обеспечить доступность и наглядность изучаемого материала;

-учитывать индивидуальные особенности учащихся и существующие различия в культурном опыте учащихся;

-воспитать интерес к предмету.

Повысился интерес к изучению предмета, учащиеся с удовольствием осваивают самостоятельно некоторые темы курса. Выполняют творческие работы, создают кроссворды по любой теме предмета. Именно образовательный процесс с применением цифровых образовательных ресурсов позволяет учащимся не только приобретать новые знания, но и формировать новые умения и навыки.

Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес студентов к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Цифровые образовательные ресурсы способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы учащихся, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.

На уроке с использованием цифровых образовательных ресурсов учитель является организатором всего урока и консультантом. Цифровой образовательный ресурс не заменяют учителя или учебник, но коренным образом изменяют характер педагогической деятельности. Введение цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы, например:

- совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);

- цифровые образовательные ресурсы могут помочь там, где у учителя не хватает времени для ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;

- повышение продуктивности самоподготовки после уроков;

- средство индивидуализации работы самого учителя.

Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в современный образовательный процесс поможет осуществить более качественную подготовку учащихся.

Главная задача учителя - обучая развивать, то есть не только дать знания по своему предмету, но и научить ребят мыслить логически, ставить проблему, находить пути ее решения. Из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности учащихся. Как это сделать? Традиционный способ, обучение - это передача информации напрямую: учитель - ученик.

Использование цифровых образовательных ресурсов имеет ряд преимуществ:

1.Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графика, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.

2.Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач.

3.ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

4.Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.

5.ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

На своих уроках использую игровые формы обучения. Во время игры могут повторяться одни и те же действия, которые, с одной стороны, ведут к успеху в игре, а с другой стороны, являются закреплением формируемых при обучении навыков.

Во время игры могут задаваться вопросы, ответы на которые показывают уровень знаний по изучаемому предмету. Наиболее эффективное применение деловых игр в обучении - это моделирование в играх изучаемой предметной области.

Для контроля над качеством обучения и самоконтроля широкое распространение получили методы компьютерного тестирования. На сегодняшний день наиболее распространена «классическая» схема тестирования с вопросами и несколькими вариантами ответов. Технология компьютерного тестирования в отличие от традиционных способов оценки качеств образования, позволяет:

значительно сократить временные рамки, необходимые на обработку результатов контрольной проверки знаний;

автоматизировать процесс проверки ответов;

свести к минимуму субъективное влияние учителя на результат измерения.

Применяю на уроках тестирование как форму контроля. Однако сочетание возможностей компьютерных технологий и достоинств тестирования вызывает интерес их применения в учебном процессе.

Изучение каждой темы по учебной дисциплине можно заканчивать контрольным тестированием, которое позволяет ученику выяснить, насколько глубоко он усвоил учебный материал. Таким образом, промежуточное тестирование фиксирует переход от одной темы к другой. В результате осуществляется постоянная обратная связь обучаемого с преподавателем, позволяющая выяснить эффективность процесса усвоения знаний.

Какие изменения вносит ЦОР в учебный процесс.

·Повышает эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока.

·Даёт богатый дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и учащимся

·Позволяет показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация).

·Усиливает наглядность

·Вместо старых таблиц - «культурное» изображение

·Показ объектов, которые другим способом показать нельзя.

·Качественное закрепление и отработка навыков у большого числа учащихся при использовании локальной сети.


Скачать файл