Навигация

Наурыз зовёт друзей

Белоус Александра Равильевна
учитель-логопед
Ясли-сада ТОО "Солнышко Тараза"

Цель: Формирование интереса целостного восприятия традиций казахской культуры у детей. Развитие фонетико - фонематического восприятия речи, совершенствование грамматического строя речи, обогащение словаря, совершенствование звуковой культуры речи.


Скачать файл

Рубрика: ДЕТСАД-Коммуникация | Старшая группа Дата: 17.05.2024


Фрагмент для ознакомления

Цель: Формирование интереса целостного восприятия традиций казахской культуры у детей. Развитие фонетико - фонематического восприятия речи, совершенствование грамматического строя речи, обогащение словаря, совершенствование звуковой культуры речи.

Задачи: Развивать познавательный интерес у детей по освоению элементов народной культуры. Расширять знания детей о национальной казахской культуре, через знакомство с национальными окружающими предметам, обычаями, традициями и праздниками. Знакомить детей с элементами народного танца, обычаями и обрядами, укладом жизни, бытом и казахскими народными костюмами, чтение художественной литературы, прослушивание народных песен. Уметь дифференцировать звуки [с] – [з], закрепить знание месте звуков в заданных словах и предложениях. Чтение сказки про Алдара –Косе и жадного бая, умение отвечать на вопросы полным ответом. Воспитывать ценностное отношение к традициям. Воспитывать гордость за свой народ и уважительное отношение к людям другой национальности на сравнении схожести и различий культур.

Предметно-развивающая среда: народные костюмы, платки, имитация юрты, посуда, домбра, микрофон, зеркала, презентация.

Словарная работа: край родной, народ, домбыра, кумыс, наурыз -көже, юрта.

Методы и приёмы:

Организационный момент

Организует приветствие.

«Среди всех народов, среди разных стран

Люблю больше всех я родной Казахстан»

Рассказ о заботах табунщиков и играх

на зимнем пастбище «Кыстау».

Послушайте стихотворение:

Наурыз, Наурыз, Наурыз Байрам –

Он обновленье дарит нам!

Такой волшебный день весны

Отметить радостно должны!

Гулянья нынче – как закон!

И сбор родни всей за столом,

И много превосходных блюд –

Традиционный смысл несут!

Так много этот день дает:

Он дарит новый, лучший год!

Весенний, радостный настрой

Приносит нам Наурыз с собой!

Артикуляционная гимнастика.

«Блинчики», «Маляр», «Чистим зубы»,

«Лопаточка», «Чашка», «Качели»,

«Дудочка», «Лошадка».

Дыхательная гимнастика

«Облачко дождя»

Пальчиковая гимнастика.

«Юрта»

Юрта, юрта – Круглый дом,

Побывайте в доме том!

Гости явятся едва, -

в печку прыгают дрова.

Печка жарко топится

Угостить торопится.

- Сегодня на од мы будем говорить о празднике Наурыз.

Что мы будем учиться делать? (повторить индивидуально и хором).

- Как называется главный национальный весенний праздник?

Мы сегодня собрались, что бы встретить ….(наурыз).

Беседа о празднике Наурыз

С древних времен у восточных народов существует праздник Наурыз. Суть этого праздника – в единстве человека с природой. Наурыз отмечается в день весеннего равноденствия. В это время день равняется ночи, приходит равноденствие с 21 на 22 марта. С этого времени дни становятся длиннее, а ночи короче. Люди заранее готовились к встрече этого праздника. Проводилась уборка жилья, окрестностей. Праздник начинался с приветствия. Здороваться нужно непременно обеими руками. Люди дарят друг другу подарки. Специально к празднику из семи ингредиентов готовится Наурыз-көже. Его едят досыта, чтобы весь следующий год был хорошим, удачным. В эти дни важно получить благословение стариков – бата. Это пожелание – напутствие старших. В разгар праздника молодежь собирается у больших качель – алтынбакан. Все поют песни, танцуют, веселятся и играют в национальные игры. Так встречают весенний праздник Наурыз!

Наурыз – это светлый весенний праздник пробуждения природы, вселяющий веру и надежду на свершение самых светлых и заветных желаний. Не один праздник у казахов не обходится без звучания казахскаго народного инструмента, который называется добра.

- Сейчас я вам ее покажу! Чтобы изготовить этот инструмент нужна особой породы дерева, домбру мастерят из древесины сосны, березы и клена.

- как звучит домбра? Откуда берется звук? (струны)

- у домбры всего 2 струны! Струны сделаны из лески, но раньше в древние времена струны домбры мастерили из овечьей кишки: обрабатывали, сушили, и натягивали на инструмент.

- Какое сейчас время года?

- Загадки о весне:

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит,

К нам пришла…

(Весна)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник)

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручеек)

Д/и «Назови первый звук в слове»

Сабля, зонт, заяц, забор, слон, стол, стул, сосна.

Буква – это графическое изображение звука,

буквы бывают гласными и согласными, ударными и безударными поются и тянутся.

Согласные звуки не поются и не тянутся.

Запомни правило: Звуки мы слышим и произносим,

буквы мы видим, читаем и пишем.

- Сегодня мы будем закреплять звуки [с] – [з].

- Какие мы будем закреплять звуки?

Звук [С] – согласный, звонкий, твёрдый.

Звук [З]- согласный, звонкий, твёрдый, обозначаем синей фишкой.

Повтори слоги

са – за

со – зо

су – зу

сы – зы

за – са

зо – со

зу – су

зы – сы

Добавь слог «СЫ – ЗЫ»

бу…

ве…

шлю…

зано…

арбу…

у…

во…

ча…

рель…

колба…

алма…

ро…

Произнеси слова парами:

зайка – сайка

роза – роса

Захар – сахар

зуб – суп

зыбь – сыпь

бузина – бусина

газета – кассета

злой – слой

базы – басы

позади – посади

Физминутка «Родина»

Нет на свете Родины красивей —

Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени Казахстан,

От морей простерлась до морей.

Чтение сказки про Алдара-Косе и жадного бая

Жил в одном ауле безбородый хитрец Алдар-Косе. Глаза у него были острые, ноги быстрые, руки проворные, а ум ещё проворнее. Любил Алдар-Косе пошутить и посмеяться, особенно над глупцами и скрягами. Богатства у него не было, но хитростью он не раз добывал себе на обед жирного барана.

Жатыр-бай был человеком жадным и глупым. Стада у него были большие: начнёт считать на рассвете, а закончит на закате. Пришёл к нему как-то Алдар-Косе и говорит:

- Почтенный бай, есть у меня два рубля, а кошелька нет. Хожу, держу деньги в руке - рука устала. Хочу я от этих денег избавиться. Не поможешь ли ты мне?

- Давай, давай, помогу! - обрадовался бай. - Скажи только, как?

- Продай мне за два рубля какого-нибудь плохонького козлёнка, - говорит Алдар-Косе.

Подумал, подумал бай: "Ну что ж, можно продать". Поймал в стаде хроменького козлёнка, тощего, чуть живого, которому всего-то два дня до смерти осталось, и подаёт Алдару Косе:

- Вот бери, хоть и жалко дёшево отдавать. Хороший козлёнок. Давай два рубля!

Алдар-Косе взял козлёнка, а деньги в кулаке держит:

- Знаешь что, почтенный бай. Я передумал. Бери два рубля и козлёнка в придачу, а мне дай ягнёнка.

"Что ж, не плохая мена, - подумал бай: - два рубля да ещё козлёнок в придачу! " - и пошёл ловить ягнёнка. Поймал самого маленького и подаёт Алдару-Косе:

- Вот, бери. Хороший ягнёнок. Давай два рубля и козлёнка.

Алдар-Косе взял ягнёнка, а деньги в кулаке держит и козлёнка из рук не выпускает:

- Знаешь что, почтенный бай. Я передумал. Бери два рубля, козлёнка и ягнёнка в придачу, а мне дай козу.

"Неплохая мена, - подумал бай: - два рубля да козлёнок, да ещё ягнёнок в придачу". И пошёл ловить козу. Поймал самую тощую и подаёт Алдару-Косе:

- Вот, бери, хорошая коза. Давай два рубля, козлёнка и ягнёнка.

- Постой, постой, почтенный бай! - говорит Алдар-Косе: - Я передумал. Бери два рубля, козлёнка, ягнёнка и козу в придачу, а мне дай только одного барана, но позволь мне самому его выбрать.

"Вот эта мена выгодней всех других! - подумал обрадованный бай: - Два рубля, козлёнок, ягнёнок да ещё коза в придачу - и всё это за одного барана! " И говорит Алдару-Косе:

- Что ж, выбирай! Выбрал Алдар-Косе себе самого большого, жирного барана, отдал баю два рубля, козлёнка, ягнёнка и козу в придачу, взвалил барана на плечи и пошёл, а бай Жатыр-бай посмеивался, потирая руки:

- Ну и глупец же Алдар-Косе! Столько добра отдал за одного только барана!

Так и не понял бай, кто из них в дураках остался.

- О ком была сказка?

- Кто пришёл к жадному Жатыр –баю?

- Сколько денег предложил Алдар Косе баю?

- Кого бай, из своей скотины отдал первым?

- Кого вторым?

- Кого третьим?

- Какого самого последнего животного попросил Алдар Косе у бая?

- Почему бай остался в дураках?

Д/И «Четвёртый лишний»

Зонт, забор, стул, замок

Стол,стул, нос, зуб

Заяц, лиса, зонт, зубр

Стена, станок, звонок, слон

- О чем мы сегодня говорили на од?

- О ком была сказка?

- Чем отличаются звуки [с] – [з]?

- Назови слова со звуком С?

-Назови слова со звуком З?

- Что вам понравилось на од?

Анализ и Итог Занятия

Самомассаж.

Наша умная головка,

Думала сегодня ловко,

Ушки все услышали,

Ручки все исполнили,

А ножки посидели.

Подводят итоги. Прощаются.

Выполняют самомассаж.

Ожидаемый результат:

Знать: значение праздника Наурыз, способы образования прилагательных от существительных.

Иметь: представления о национальной казахской культуре, через знакомство с национальными окружающими предметам, обычаями, традициями и праздниками.

Уметь: уметь дифференцировать звуки [с] – [з], определять место звуков в заданных словах, уметь слушать сказку про Алдара –Косе и жадного бая, отвечать на вопросы полным ответом.


Скачать файл