Белоус Александра Равильевна
учитель-логопед
Ясли-сада ТОО "Солнышко Тараза"
Цель: Формирование интереса целостного восприятия традиций казахской культуры у детей. Развитие фонетико - фонематического восприятия речи, совершенствование грамматического строя речи, обогащение словаря, совершенствование звуковой культуры речи.
Рубрика: ДЕТСАД-Коммуникация | Старшая группа Дата: 17.05.2024
Цель: Формирование интереса целостного восприятия традиций казахской культуры у детей. Развитие фонетико - фонематического восприятия речи, совершенствование грамматического строя речи, обогащение словаря, совершенствование звуковой культуры речи.
Задачи: Развивать познавательный интерес у детей по освоению элементов народной культуры. Расширять знания детей о национальной казахской культуре, через знакомство с национальными окружающими предметам, обычаями, традициями и праздниками. Знакомить детей с элементами народного танца, обычаями и обрядами, укладом жизни, бытом и казахскими народными костюмами, чтение художественной литературы, прослушивание народных песен. Уметь дифференцировать звуки [с] – [з], закрепить знание месте звуков в заданных словах и предложениях. Чтение сказки про Алдара –Косе и жадного бая, умение отвечать на вопросы полным ответом. Воспитывать ценностное отношение к традициям. Воспитывать гордость за свой народ и уважительное отношение к людям другой национальности на сравнении схожести и различий культур.
Предметно-развивающая среда: народные костюмы, платки, имитация юрты, посуда, домбра, микрофон, зеркала, презентация.
Словарная работа: край родной, народ, домбыра, кумыс, наурыз -көже, юрта.
Методы и приёмы:
Организационный момент
Организует приветствие.
«Среди всех народов, среди разных стран
Люблю больше всех я родной Казахстан»
Рассказ о заботах табунщиков и играх
на зимнем пастбище «Кыстау».
Послушайте стихотворение:
Наурыз, Наурыз, Наурыз Байрам –
Он обновленье дарит нам!
Такой волшебный день весны
Отметить радостно должны!
Гулянья нынче – как закон!
И сбор родни всей за столом,
И много превосходных блюд –
Традиционный смысл несут!
Так много этот день дает:
Он дарит новый, лучший год!
Весенний, радостный настрой
Приносит нам Наурыз с собой!
Артикуляционная гимнастика.
«Блинчики», «Маляр», «Чистим зубы»,
«Лопаточка», «Чашка», «Качели»,
«Дудочка», «Лошадка».
Дыхательная гимнастика
«Облачко дождя»
Пальчиковая гимнастика.
«Юрта»
Юрта, юрта – Круглый дом,
Побывайте в доме том!
Гости явятся едва, -
в печку прыгают дрова.
Печка жарко топится
Угостить торопится.
- Сегодня на од мы будем говорить о празднике Наурыз.
Что мы будем учиться делать? (повторить индивидуально и хором).
- Как называется главный национальный весенний праздник?
Мы сегодня собрались, что бы встретить ….(наурыз).
Беседа о празднике Наурыз
С древних времен у восточных народов существует праздник Наурыз. Суть этого праздника – в единстве человека с природой. Наурыз отмечается в день весеннего равноденствия. В это время день равняется ночи, приходит равноденствие с 21 на 22 марта. С этого времени дни становятся длиннее, а ночи короче. Люди заранее готовились к встрече этого праздника. Проводилась уборка жилья, окрестностей. Праздник начинался с приветствия. Здороваться нужно непременно обеими руками. Люди дарят друг другу подарки. Специально к празднику из семи ингредиентов готовится Наурыз-көже. Его едят досыта, чтобы весь следующий год был хорошим, удачным. В эти дни важно получить благословение стариков – бата. Это пожелание – напутствие старших. В разгар праздника молодежь собирается у больших качель – алтынбакан. Все поют песни, танцуют, веселятся и играют в национальные игры. Так встречают весенний праздник Наурыз!
Наурыз – это светлый весенний праздник пробуждения природы, вселяющий веру и надежду на свершение самых светлых и заветных желаний. Не один праздник у казахов не обходится без звучания казахскаго народного инструмента, который называется добра.
- Сейчас я вам ее покажу! Чтобы изготовить этот инструмент нужна особой породы дерева, домбру мастерят из древесины сосны, березы и клена.
- как звучит домбра? Откуда берется звук? (струны)
- у домбры всего 2 струны! Струны сделаны из лески, но раньше в древние времена струны домбры мастерили из овечьей кишки: обрабатывали, сушили, и натягивали на инструмент.
- Какое сейчас время года?
- Загадки о весне:
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла…
(Весна)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)
Д/и «Назови первый звук в слове»
Сабля, зонт, заяц, забор, слон, стол, стул, сосна.
Буква – это графическое изображение звука,
буквы бывают гласными и согласными, ударными и безударными поются и тянутся.
Согласные звуки не поются и не тянутся.
Запомни правило: Звуки мы слышим и произносим,
буквы мы видим, читаем и пишем.
- Сегодня мы будем закреплять звуки [с] – [з].
- Какие мы будем закреплять звуки?
Звук [С] – согласный, звонкий, твёрдый.
Звук [З]- согласный, звонкий, твёрдый, обозначаем синей фишкой.
Повтори слоги
са – за
со – зо
су – зу
сы – зы
за – са
зо – со
зу – су
зы – сы
Добавь слог «СЫ – ЗЫ»
бу…
ве…
шлю…
зано…
арбу…
у…
во…
ча…
рель…
колба…
алма…
ро…
Произнеси слова парами:
зайка – сайка
роза – роса
Захар – сахар
зуб – суп
зыбь – сыпь
бузина – бусина
газета – кассета
злой – слой
базы – басы
позади – посади
Физминутка «Родина»
Нет на свете Родины красивей —
Боевой страны богатырей.
Вот она, по имени Казахстан,
От морей простерлась до морей.
Чтение сказки про Алдара-Косе и жадного бая
Жил в одном ауле безбородый хитрец Алдар-Косе. Глаза у него были острые, ноги быстрые, руки проворные, а ум ещё проворнее. Любил Алдар-Косе пошутить и посмеяться, особенно над глупцами и скрягами. Богатства у него не было, но хитростью он не раз добывал себе на обед жирного барана.
Жатыр-бай был человеком жадным и глупым. Стада у него были большие: начнёт считать на рассвете, а закончит на закате. Пришёл к нему как-то Алдар-Косе и говорит:
- Почтенный бай, есть у меня два рубля, а кошелька нет. Хожу, держу деньги в руке - рука устала. Хочу я от этих денег избавиться. Не поможешь ли ты мне?
- Давай, давай, помогу! - обрадовался бай. - Скажи только, как?
- Продай мне за два рубля какого-нибудь плохонького козлёнка, - говорит Алдар-Косе.
Подумал, подумал бай: "Ну что ж, можно продать". Поймал в стаде хроменького козлёнка, тощего, чуть живого, которому всего-то два дня до смерти осталось, и подаёт Алдару Косе:
- Вот бери, хоть и жалко дёшево отдавать. Хороший козлёнок. Давай два рубля!
Алдар-Косе взял козлёнка, а деньги в кулаке держит:
- Знаешь что, почтенный бай. Я передумал. Бери два рубля и козлёнка в придачу, а мне дай ягнёнка.
"Что ж, не плохая мена, - подумал бай: - два рубля да ещё козлёнок в придачу! " - и пошёл ловить ягнёнка. Поймал самого маленького и подаёт Алдару-Косе:
- Вот, бери. Хороший ягнёнок. Давай два рубля и козлёнка.
Алдар-Косе взял ягнёнка, а деньги в кулаке держит и козлёнка из рук не выпускает:
- Знаешь что, почтенный бай. Я передумал. Бери два рубля, козлёнка и ягнёнка в придачу, а мне дай козу.
"Неплохая мена, - подумал бай: - два рубля да козлёнок, да ещё ягнёнок в придачу". И пошёл ловить козу. Поймал самую тощую и подаёт Алдару-Косе:
- Вот, бери, хорошая коза. Давай два рубля, козлёнка и ягнёнка.
- Постой, постой, почтенный бай! - говорит Алдар-Косе: - Я передумал. Бери два рубля, козлёнка, ягнёнка и козу в придачу, а мне дай только одного барана, но позволь мне самому его выбрать.
"Вот эта мена выгодней всех других! - подумал обрадованный бай: - Два рубля, козлёнок, ягнёнок да ещё коза в придачу - и всё это за одного барана! " И говорит Алдару-Косе:
- Что ж, выбирай! Выбрал Алдар-Косе себе самого большого, жирного барана, отдал баю два рубля, козлёнка, ягнёнка и козу в придачу, взвалил барана на плечи и пошёл, а бай Жатыр-бай посмеивался, потирая руки:
- Ну и глупец же Алдар-Косе! Столько добра отдал за одного только барана!
Так и не понял бай, кто из них в дураках остался.
- О ком была сказка?
- Кто пришёл к жадному Жатыр –баю?
- Сколько денег предложил Алдар Косе баю?
- Кого бай, из своей скотины отдал первым?
- Кого вторым?
- Кого третьим?
- Какого самого последнего животного попросил Алдар Косе у бая?
- Почему бай остался в дураках?
Д/И «Четвёртый лишний»
Зонт, забор, стул, замок
Стол,стул, нос, зуб
Заяц, лиса, зонт, зубр
Стена, станок, звонок, слон
- О чем мы сегодня говорили на од?
- О ком была сказка?
- Чем отличаются звуки [с] – [з]?
- Назови слова со звуком С?
-Назови слова со звуком З?
- Что вам понравилось на од?
Анализ и Итог Занятия
Самомассаж.
Наша умная головка,
Думала сегодня ловко,
Ушки все услышали,
Ручки все исполнили,
А ножки посидели.
Подводят итоги. Прощаются.
Выполняют самомассаж.
Ожидаемый результат:
Знать: значение праздника Наурыз, способы образования прилагательных от существительных.
Иметь: представления о национальной казахской культуре, через знакомство с национальными окружающими предметам, обычаями, традициями и праздниками.
Уметь: уметь дифференцировать звуки [с] – [з], определять место звуков в заданных словах, уметь слушать сказку про Алдара –Косе и жадного бая, отвечать на вопросы полным ответом.