Навигация

Развитие интереса учащихся к изучению английского языка во внеурочное время

Айтембетова Гульмира Эржановна
учитель английского языка
КГУ «Галкинская средняя общеобразовательная школа» отдела образования Щербактинского района, управления образования Павлодарской области

Цель школы - подготовить учащихся к жизни за пределами школы. Современное общество предъявляет более высокие требования к самосознанию и более специализированным навыкам. Один из самых простых способов помочь продвинутым учащимся - это включить учебный опыт за пределами класса. Развитие интереса учащихся к изучению английского языка за пределами школы может помочь обогатить образовательный опыт учащихся, демонстрируя реальное применение тех ЗУНов, которые они получают в школе.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 09.10.2022

Другие материалы этой рубрики


Фрагмент для ознакомления

Цель школы - подготовить учащихся к жизни за пределами школы. Современное общество предъявляет более высокие требования к самосознанию и более специализированным навыкам. Один из самых простых способов помочь продвинутым учащимся - это включить учебный опыт за пределами класса. Развитие интереса учащихся к изучению английского языка за пределами школы может помочь обогатить образовательный опыт учащихся, демонстрируя реальное применение тех ЗУНов, которые они получают в школе.

Традиционное обучение фокусируется на повторении и запоминании для обучения учащихся и полезно для обмена новыми знаниями и обучения учащихся, которые лучше всего учатся, слушая. Однако традиционное обучение не поощряет учащихся развивать критическое мышление, навыки решения проблем и принятия решений, которые могут быть приобретены за пределами класса. Внеклассное обучение может не только привести к более глубокому пониманию сложных концепций, но и обеспечить контекст для обучения во многих областях.

Обучение во внеурочное время - это использование мест, отличных от школы, для преподавания и обучения. Речь идет о том, чтобы дать учащимся возможность использовать свои языковые и коммуникационные навыки в реальной жизни, предоставить им сложный, захватывающий и разнообразный опыт, который поможет им в изучении языка.

Опыт внеклассного обучения отличается от тех, которые возникают при использовании обычных методов обучения, поскольку учащимся может быть предложено, использовать более широкий спектр soft skills, таких как командная работа, лидерство и нахождение компромисса в их учебной среде.

Традиционно принято выделять три формы внеклассной работы: индивидуальная, групповая и массовая. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников.

Индивидуальная внеклассная работа проводится в основном с одарёнными учениками с более высоким уровнем подготовленности, которые принимают участие в олимпиадах и конкурсах, или же с отстающими учениками, для восстановления пробелов по неусвоенным темам. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.

Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, внеклассного чтения и т. п. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для учеников всех классов разговорные и хоровые кружки, для учеников старших классов - литературно-переводческие и страноведческие. Положительно зарекомендовали себя комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно.

Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т. п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.

По смыслу принято выделять следующие формы внеклассной работы по английскому языку: соревновательные, средства массовой информации, культурно-массовые, политико-массовые.

Для каждой из вышеперечисленных групп характерны свои формы мероприятий. Так, к мероприятиям соревновательного характера можно отнести: конкурсы, игры, олимпиады, викторины и прочие. К средствам массовой информации относятся такие виды деятельности, как: стенгазета, объявление, бюллетень, устный журнал, викторина и т.п. К мероприятиям культурно-массового характера можно отнести: вечер-праздник, посвященный народным традициям родной страны или страны, язык которой изучается; вечер-портрет, посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов, актеров и т.п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи со знаменательными событиями. К мероприятиям политико-массового характера относят: форум, фестиваль, пресс-конференция и т.п.

Целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как Неделя иностранного языка в школе. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников.

Говоря о внеклассной работе, не стоит забывать, что в изучении английского языка во внеурочное время интерес играет ведущую роль. Интерес - это своего рода прямая мотивация для стремления учащихся к успеху в обучении. Это означает, что интерес играет важную роль в изучении английского языка. Изучение иностранных языков требует напряженной работы. Когда учащиеся впервые сталкиваются с трудностями в изучении языка, они постепенно теряют интерес и проявляют негативное отношение к изучению английского языка, в конечном итоге отказываясь от его изучения. Это может включать в себя множество различных переменных, среди которых слабая мотивация, отсутствие ориентации, уверенности в себе, интереса и практических целей.

Изучение английского языка сильно отличается от изучения других предметов. Это иностранный язык, и, к сожалению, в обществе нет естественной языковой среды, которая бы стимулировала интерес учащихся к изучению языка. Поэтому для нас важно рассмотреть способы развития интереса учащихся к изучению английского языка за пределами школы.

Рассмотрим основные критерии для эффективного и результативного проведения внеклассных мероприятий:

  1. Добровольность. Добровольность является основополагающим фактором эффективной внеклассной работы, так как учащиеся смогут быть максимально вовлечены в процесс работы, только если сами испытывают потребность в этом.
  2. Доброжелательность. Данный критерий является одним из самых важных при парной и групповой работе, так как лишь в дружественной и комфортной атмосфере возможно максимальное усвоение изучаемого материала. Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.
  3. Мотивация предлагаемых действий. Каждый учащиеся принимающий участие во внеурочной деятельности, также как и учителя должны четко понимать цели и задачи, которые стоят перед ними.
  4. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы. Для учащегося как во время урока, так и во внеурочной деятельности важна поддержка со стороны учителя и его одобрение. Поддержка может выражаться как вербально при помощи кратких реплик, так и невербально при помощи мимических жестов.
  5. Учет индивидуальных особенностей учащихся. При индивидуальной работе с учащимися большую роль играет осведомленность учителя об индивидуальных чертах характера ребенка, темпа работы, скорости усвояемости темы, форме восприимчивости материала, а также учету интересов учащегося.
  6. Игровая деятельность. При работе с учащимися всегда необходимо опираться на игровую деятельность. Так как, именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

В результате изучения и анализа научно-методической литературы нами был сделан вывод, что в развитии интереса учащихся к изучению английского языка могут помочь следующие формы внеклассных мероприятий:

  1. Организация клубов по интересам. Ни для кого не секрет, что изучение языка наиболее эффективно при погружении в языковую среду. Создание клуба по интересам даст учащимся возможность не только максимально погрузиться в изучение языка, а также позволит расширить свой кругозор. Примеры клубов по интересам:

а) киноклуб: в данном клубе учащиеся могут собираться для просмотра фильмов и ТВ шоу на английском языке и их обсуждения. Такой вид деятельности позволит учащимся улучшить навыки речевой деятельности, таких как слушание и говорение, а также познакомит учащихся с живым разговорным языком и различными видами акцентов, что позволит им лучше понимать носителей языка, а также грамотно излагать свои мысли.

б) музыкальный клуб: в данном клубе учащиеся могут собираться для разучивания песен на английском языке, заниматься их переводом и готовить выступления для массовых мероприятий. Данный вид деятельности позволит не только развить творческий потенциал учащихся, но также и улучшить навыки речевой деятельности, такие как слушание и говорение. Также песни помогают улучшить произношение и увеличить беглость речи учащихся, что очень важно для естественного звучания на английском языке. Кроме того, песни являются отличным ресурсов для расширения словарного запаса учащихся.

в) читательский клуб: в данном клубе учащиеся могут собираться для чтения и обсуждения произведений различных жанров на английском языке. Такой вид деятельности позволяет развить интерес не только к изучению языка, но и к чтению. Учащиеся могут читать книги, журналы, газеты, статьи, комиксы или посты в соц. сетях. Основная задача данного клуба научить учащихся анализировать прочитанную информацию, расширение словарного запаса, а также умение высказывать свое мнение.

г) клуб по страноведению: в данном клубе учащиеся могут погружаться в культуру страны, язык которой они изучают. Данный опыт позволит учащимся больше узнать о правилах общения в английском языке и расширить свой кругозор. Также понимание другой культуры позволяет учащимся легче воспринимать грамматические, лексические и фонетические особенности языка, так как язык является отражением культуры.

2. Организация мероприятий-праздников. В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности – это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности – общение. Психология определяет деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью. Таким образом, организация мероприятий-праздников на английском языке позволит учащимся не только раскрыть свои творческие возможности, но и развить все виды речевой деятельности: будь то слушание, чтение, говорение или письмо. Кроме того, данный вид деятельности научит работать учащихся в команде, поможет развить лидерские качества, уверенность в себе, умение выражать свою точку зрения грамотно и красиво и улучшить навыки коммуникации с окружающими людьми.

3. Игровая деятельность. К данному виду мероприятий можно отнести викторины, интеллектуальные игры, инсценировки и т.п. Игры можно классифицировать на следующие группы:

I группа – это предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки - предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п. Данный вид игр больше подойдет для учащихся начальных классов только начинающих изучать английский язык. Ярким примером предметной игры может быть постановка кукольного театра на английском языке.

II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. Воспитательное значение сюжетных игр заключается в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности. В таких играх дети могут сами выбирать тему игры; развить сюжет; распределить роли; подобрать нужные атрибуты. Роль воспитателя заключается в тактичном руководстве игрой.

III группа - дидактические игры. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело, скрыта дидактическая цель. Например, с учащимися можно поиграть в детективов и расследовать запутанную историю, в ходе которой учащиеся познакомятся с новыми словами или фактами по изучаемой теме.

IV группа - спортивные (подвижные) игры. Спортивные игры дают возможность детям широко проявлять свою инициативу, требуют от игроков сообразительности, быстроты, ловкости. Игрок должен согласовывать свои действия с действиями товарищей, разгадывать их замыслы и тактику ведения игры. Примером такой игры, может быть игра по станциям, где во время выполнения подвижных заданий, также можно отработать и новый вокабуляр, который лучше усвоится.

V группа - игры интеллектуальные - игры-упражнения, «Что? Где? Когда?» и настольные игры. Такие игры не только помогут расширить словарный запас, закрепить изученную тему, но также и развить критическое мышление учащихся.

4. Проектная работа. Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.

Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.

Таким образом, рассмотрев проблему развития интереса к изучению иностранного языка во внеурочное время, я пришла к выводу, что данная проблема актуальна, сложна и многогранна.

Хорошо организованные внеклассные мероприятия благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

Здесь крайне актуален вопрос о восприятии внеклассных мероприятий не только как формы досуга, но и как культурно-образовательного явления, способствующего развитию личности и воспитанию.

Особая педагогическая ценность внеклассных мероприятий заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс деятельности, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых.

Так, внеклассные мероприятия на английском языке: кружки, клубы, праздники, викторины, театральные постановки и игры, способствуют повышению мотивации и развитию интереса учащихся к изучению иностранного языка во внеурочное время.


Скачать файл