Навигация

Формы и методы организации самостоятельной работы учащихся начальных классов

Алтынбекова Карлыгаш Сериковна
учитель начальных классов
КГУ «Общеобразовательная школа №2» отдела образования города Приозерск управления образования Карагандинской области

Актуальность работы обусловлена тем, что правильно выбранные форма и метод организации самостоятельной работы ученика на начальных этапах, могут положительно отразиться на формировании его компетентности. В результате у учащихся будет развиваться креативное мышление, видение проблемы, возможность самостоятельно принимать решения, способность к активной умственной деятельности.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 14.11.2022

Другие материалы этой рубрики


Фрагмент для ознакомления

Традиционная модель подхода к самостоятельной деятельности предполагает работу, выполняемую обучающимися под руководством учителя по его заданию в специально отведенное для этого время, где учитель является субъектом, а ученик – объектом самостоятельной деятельности, исполнителем. В этом случае самостоятельная деятельность обучающихся носит воспроизводящий характер.

Инновационная модель самостоятельной работы перераспределяет роли учителя и ученика. Здесь деятельность участников учебного процесса характеризуется «субъект-субъектным» отношением. Она рассчитана на творческую деятельность учителя и на активную познавательную деятельность ученика, где учитель выступает в роли координатора, а функциональные полномочия ученика в учебном процессе заключаются в самоцелеполагании, самоанализе, самопланировании, самоорганизации, самоконтроле, самооценке и саморегуляции. Это взаимозависимая корпоративная деятельность ученика и учителя. Самостоятельная деятельность школьника в этом случае имеет преобразующий характер.

Актуальность работы обусловлена тем, что правильно выбранные форма и метод организации самостоятельной работы ученика на начальных этапах, могут положительно отразиться на формировании его компетентности. В результате у учащихся будет развиваться креативное мышление, видение проблемы, самоценности, возможность самостоятельно принимать решения, способность к активной умственной деятельности.

В начальной школе учитель работает над формированием навыков самостоятельности. Ведущая деятельность обучающихся – активность, быстродействие, мотивация к учебной, игровой деятельности, а формы взаимодействия учителя и ученика – опека, перерастающая в наставничество. Познавательно-самостоятельная деятельность обучающихся носит воспроизводящий характер, когда ученик самостоятельно, без помощи учителя должен уметь переписывать, подбирать необходимый материал, заучивать наизусть стихи, отвечать на вопросы, направленные на простое воспроизведение полученных знаний. Ученики приобретают необходимые умения и навыки в соответствии с их возрастными особенностями.

Важно понимать, что выбор модели зависит от возраста и уровня развития ребёнка. И процесс этот включает в себя несколько блоков и этапов, которые постепенно будут формировать навыки самостоятельной деятельности.

Если сравнивать три категории учащихся: начальная школа, средняя и старшая, то мы должны понимать, что формирование навыков самостоятельности происходит на первой ступени образования - в начальной школе.

На уровне основного общего образования деятельность школьника усложняется. Идет формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать. Задача учителя – через использование активных форм обучения сформировать умения делать выводы, учиться мыслить, проводить аналогии. Здесь форма взаимодействия учителя и обучающихся поднимается на более высокую ступень – партнерство, перерастающее в сотрудничество. Уровень образованности обучающихся на уровне основного общего образования – функциональная грамотность.

И, наконец, на уровне среднего общего образования, обучающиеся осознанно выбирают деятельность, умеют ставить и решать поисковые творческие задачи, владеть самоконтролем, самооценкой, самопроектированием. Самостоятельная деятельность из воспроизводящей перерастает в преобразующую, когда в ходе беседы, лекции учитель ставит перед обучающимися проблемные задачи, несущие в себе поиск, когда ученик самостоятельно подбирает материал для аргументации. Формой взаимодействия учителя и ученика на уровне среднего общего образования является сотрудничество и содружество. Уровень грамотности обучающихся – компетентность.

Для старшего возраста обучающихся характерен рост интеллектуального уровня. Умственная целенаправленная познавательная деятельность старшеклассников приобретает активный, творчески-познавательный и исследовательский характер. Задача учителя на этом завершающем этапе обучения – формирование научного стиля мышления как необходимого компонента самообразования, умения самостоятельно добывать знания.

Выделяют несколько форм организации самостоятельных работ: индивидуальные, групповые и фронтальные.

При формировании групповых форм организации самостоятельной работы важно учитывать возможности каждого ученика. При необдуманном комплектовании групп, некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. А также могут возникнуть конфликтные ситуации. Поэтому изначально важно проводить тестирование, чтобы выявить сильные и слабые стороны учеников, которые в дальнейшем будут ориентиром для преподавателя во время организации учебного процесса.

Под индивидуальной самостоятельной работой следует понимать такую, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество учащихся. Задания могут быть сформулированы и предложены учителем как обязательные. Наряду с ними важны альтернативные задания, которые ученик может выбрать добровольно. Этот подход – примечательная черта демократизации обучения.

Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна, когда учащиеся приступают к изучению темы, тогда важно создать определенный настрой, вызывать интерес к новой теме. Также важна и полезна она на начальном этапе формирования умений, когда учащиеся овладевают способами выполнения задания по образцу.

Фронтальная работа по сравнению с индивидуальной и групповой позволяет учителю легче решать некоторые организационные вопросы, так как фронтальную работу можно провести в классе, не имея карточек и других раздаточных материалов.

Таким образом, во время обучения ученик должен получить высокий уровень самостоятельности, который поможет ему справиться с различными заданиями в процессе его развития.

Индивидуальная работа требует настойчивости, усидчивости, упорства в преодолении трудностей. Основная цель обучения – научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать навыки. Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Так как уровень знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаковый, то на уроках при коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборе заданий. Начинать работу следует с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложному.

Учет индивидуальных особенностей учащихся в обучении, являясь общим дидактическим принципом, распространяется на работу по подготовке учащихся к самообразованию. Одним из эффективных путей учета в обучении индивидуальных различий является дифференцированный подход. Он важен и в плане развития познавательной самостоятельности и формирования у учащихся стремления к самообразованию. Дифференцированный подход предлагает мысленную разбивку учащихся на группы с учетом максимальных познавательных возможностей каждого. Наиболее часто используется отнесение учащихся к тем или иным группам, с учетом их образовательной подготовленности (сильные, средние, слабые). Но это не исключает группировку учащихся и по другим признакам. Дифференцированный подход к обучению означает, что учащимся дают задания различного уровня трудности. Причем самый низкий по трудности уровень соответствует требованиям учебной программы.

Следует сказать о том, что дифференцированный подход сочетается с индивидуальным. Дифференцированные задания должны быть подготовлены к уроку заранее: записаны на доске, таблицах, карточках. Их следует разделить на два вида:

1. Обязательные задания. Они способствуют умению правильно применять изученное правило для обработки вычислительного навыка; их должно быть ограниченное количество и они должны быть посильны каждому ученику.

2. Дополнительные задания. Они рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательным заданием и у них есть время для дополнительных заданий. Это могут быть задания повышенной трудности.

При составлении карточки необходимо учитывать подготовленность ииндивидуальные особенности каждого ученика. В некоторых случаях необходимо увеличить объем работы, в других предложить задание творческого характера.

Самостоятельная работа может проводиться на любом этапе урока. Все зависит от цели, с которой она проводиться. самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебного процесса. Это высшая работа учебной деятельности школьника и является компонентом целостного педагогического процесса.

Список используемой литературы:

1. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении - М., 1980

2. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008.

3. Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся – М., 1998

4. Психологические причины неуспеваемости [Электронный ресурс]. — 1ШБ: http://www.psihologu.info


Скачать файл