Навигация

И вновь о воспитании

Байтуменова Меруерт Темурхановна
психолог
Школы "Лицей Туран"

В статье даются краткие рекомендации по эффективному взаимодействию со своим ребенком


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 07.01.2023


Фрагмент для ознакомления

Безусловно принимать ребенка – значит
любить его не за то, что он красивый, умный, способный,
отличник, помощник и так далее,
а просто так, просто за то, что он есть!
Ю.Б. Гиппенрейтер

В воспитании детей не может быть четких правил, ведь каждый ребенок уникален и требует к себе филигранного педагогического подхода. Однако существует ряд распространенных воспитательных тактик, которые не могут принести ребенку ничего, кроме вреда. О них и пойдет речь.

Поведение ребенка порой напоминает айсберг - то, что мы видим над водой нам кажется само собой разумеющимся, так и есть. Но задача родителя понять, что же находится под поверхностью. Если родитель овладевает способностью понимать чувства, потребности и мотивы поведения ребенка, то ему, родителю, становится легче общаться с ним. Если верхушка айсберга – это само поведение, то, что скрыто, это истинные мотивы, порой не осознаваемые ребенком. Родитель, начиная понимать чувства ребенка, не говорит: «Ты поступил плохо», он задумывается о мотивах, которые привели к такому поступку. Разобравшись, ребенку становится легче понять себя, а родителям – понять поведение своего ребенка.

Все мамы и папы иногда совершают ошибки в воспитании собственных детей, но одно дело, когда это происходит иногда, в исключительных случаях, а другое – когда ошибки становятся тенденцией или – еще хуже – излюбленными методами воспитания. Все это неизбежно ведет к падению родительского авторитета в глазах детей, подрывает их доверие к родителям, а значит, выбивает из-под детских ног почву психологического благополучия. Тревожность, агрессия, отсутствие мотивации к учебе – вот только несколько последствий подобных ошибок, которые без преувеличения можно назвать фатальными. Итак, что же могут сделать родители, для благополучного роста и развития своих детей:

- уважать границы. Это не про то, что ребенку можно позволять все. Это про то, что ребенок, зная, свои границы, не нарушает чужие;

- ребенок, не робот, и у него есть чувства, эмоции, которые взрослым иногда кажутся надуманными, не важными. Их нужно проговорить, даже негативные, не следует говорить ребенку: «Не расстраивайся из-за того, что ты не умеешь кататься на велосипеде, я вот тоже не умею». Лучше сказать: «Я вижу, что ты расстроен (злишься, обеспокоен) чем-то. Чем я могу тебе помочь?» Таким образом вы демонстрируете готовность быть рядом в трудную минуту, и ребенок будет понимать, что ему есть на кого положиться;

- дети редко бывают послушными, поэтому родителям нужно запастись терпением и пониманием того, что они открывают для себя мир. Любую ситуацию можно объяснить или показать на примере, что делать можно, а что нет. Крик или наказания не принесут результата, а наоборот станут поводом для агрессии малышей, которая впоследствии будет проявляться не только на родителях, но и других людях;

- всегда быть рядом. Когда ребенок твердо знает, что дома его поддержат и будут принимать и любить любым - успешным и неуспешным, красивым и некрасивым, «отличником», «двоечником» - не важно, только в этом случае он придет к вам, когда ему плохо и обратиться за помощью;

- учить самостоятельности. Нелепое зрелище, когда видишь, как мама зашнуровывает шнурки своему 9-летнему сыну или как рядом с 6-классником весь вечер за домашними заданиями сидят родители с целью проконтролировать все ли правильно выполнил их ребенок. Это как минимум глупо, как максимум бессмысленно;

- доверять. Иногда это сложно, но от вас нужна смелость разрешить ребенку делать то, что он считает нужным. Это окупается сторицей и называется доверием.

- просто любить. При любых обстоятельствах, даже когда мы сердимся на ребенка не переставайте любить его.

Это не рецепт хороших взаимоотношений с ребенком, вы можете определить в своей семье те традиции и правила, которые укрепляют доверие и уважение между родителями и ребенком. Каким-то рекомендациям следовать легко. Каким-то сложно. Но это не противоречит правилам воспитания. Если рассматривать воспитание ребенка через призму социально-экономических реалий, то становится ясно, что современный ребенок растет и воспитывается в избытке материальных благ. Мало кто поспорит, сегодня современные дети растут в комфортных условиях. Вкусная еда, красивая одежда, новейшие гаджеты – родители, познавшие времена дефицита, хотят максимально дать все лучшее своим чадам. Ребенку достается все легко, не за какие-либо заслуги, а просто так. Поэтому он не может оценить по достоинству усилия, которые прилагают взрослые, чтобы его порадовать.

Также обстоят дела и с нематериальными потребностями ребенка – зачастую его желания исполняются сиюминутно и по первому требованию. Мы берем детей на руки на прогулке, хотя они не могли устать за пять минут медленной ходьбы, чуть ли не бежим домой, если ребенок сказал, что немного проголодался. Это приводит к тому, что дети привыкают к повышенному комфорту, им трудно перенести малейшую стрессовую ситуацию.

Способность отложить свои потребности на второй план очень важна во взрослой жизни. Не все ребята это умеют, потому что в них не воспитывают саморегуляцию и волевые качества. Без них сложно представить себе успешного человека. Есть еще одна непреложная истина в воспитании, и она очень важна - научите детей различать «хочу» и «надо». Не все наши желания будут исполняться по щелчку пальцев, чем раньше малыш это усвоит, тем лучше. Есть то, что нам делать не хочется, но необходимо, «не нравится» или «скучно» - не должны стать аргументами для того, чтобы избегать своих обязанностей.

Чего нужно избегать в общении со своим ребенком? Унижения, агрессивного поведения по отношению к нему, обманов, манипуляций, угроз и шантажа. Если взрослый будет воспитывать ребенка, используя негативные установки, то неизбежно наступит потеря доверия и взаимопонимания, а к такому своеобразному стилю общения можно привыкнуть, что и делают дети, постепенно вырабатывая в себе податливость к эмоциональному манипулированию и пожиная его плоды в течение всей последующей жизни.

Литература:

  1. Ю.Б. Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как?
  2. Проблемы воспитания современного ребенка. https://amakids.ru/

 


Скачать файл