Навигация

Выбор профессии. Использование терминов и профессионализмов в тексте

Ержанова Ольга Петровна
учитель русского языка и литературы
КГУ "ОШ №8 отдела образования города Костаная" Управления образования акимата Костанайской области

Урок посвящен выбору профессии. Акцент делается на употребление терминов и профессионализмов в тексте. Формы работы на уроке: групповая и коллективная. Для достижения поставленных целей использовались приемы критического мышления: карта профессии, ментальная карта, формула ПОПС, кластер.


Скачать файл

Рубрика: ШКОЛА-Русский язык | 8 класс Дата: 07.01.2023


Фрагмент для ознакомления

 

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

СГ2 Определять основную мысль на основе структурных элементов текста и целевой аудитории.

СГ6 Оценивать прослушанный материал с точки зрения целевой аудитории.

Ч3 Понимать применение и объяснять подразумеваемый смысл слов, словосочетаний, профессиональных слов с учетом лексической сочетаемости.

Ч7 Извлекать и синтезировать информацию из различных источников, интерпретировать, делая выводы на основе полученных сведений, выражая собственное мнение.

П4 Создавать тексты официально-делового стиля.

СРН2 Использовать профессиональные слова, термины.

Цели урока

 Учащиеся смогут:

- понимать информацию, формулировать вопросы на основе прочитанного текста, использовать профессионализмы и термины.

- объяснять значения слов и фраз; применять профессионализмы в своей речи, высказывать простые оценочные суждения.

- использовать умение читать и интерпретировать информацию текста.

- составлять тексты официально-делового стиля.

Языковая цель

Учащиеся могут:

понимать и использовать в речи профессионализмы,

конкретно-предметные слова и структуры, связанные с чтением;

набор фраз для беседы по тексту;

создавать тексты официально-делового стиля.

Ключевые слова и фразы: термины и профессионализмы, профессиональные качества, профессия будущего, соответствует качествам, будет по душе.

Полезные фразы для письма:

Говорят, что…; Нужно понять для себя…; Именно поэтому ….

Вопросы для обсуждения:

Какими качествами должны обладать люди разных профессий?

Можете ли вы сказать, почему…? автор использует в тексте профессионализмы.

Письменные подсказки: я думаю, что… я считаю, что…

Предыдущее обучение:

Учащиеся умеют слушать, понимать и оценивать содержание текста, отвечать на вопросы по прослушанному материалу, создавать письменные высказывания.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік Ел»: сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

План

Планируемое время

Запланированные задания

Ресурсы

Начало

1 минут

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

6 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть урока

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец урока

 

 

 

2 мин

 

  1. Создание коллаборативной среды.

Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов на уроке.

К

2.Пробуждение заинтересованности.

Просмотр начала видеоролика «Кем мне стать? Формула «Хочу – могу - надо».

Целеполагание и прогнозирование цели. Чему будет посвящен наш урок?

Какие цели вы себе ставите на этом уроке?

Г

3.Задание№1-5б

Просмотр продолжение видеоролика «Кем мне стать? Формула «Хочу – могу - надо».

Работа в группах

1гр Назовите ключевые слова видеоролика.

Дескрипторы:

-определяет тему, идею-2 б

-выписывает ключевые слова 1,2,3- 1 б

2 гр. Назовите профессии будущего.

Дескрипторы:

-определяет профессии будущего 1,2,3 -2 б

-называет и записывает профессии будущего-1б

3 гр. На какую формулу надо опираться при выборе профессии?

Дескрипторы

-находит формулу-1б

-определяет основные понятия формулы-1б

-записывает ответ и объясняет 1б

4 гр. Назовите причины появления новых профессий.

Дескрипторы:

-определяет причины появления новых профессий-2б

-объясняет и записывает-1б

-Конкретизируйте цели урока.

-Почему так важно сделать правильный выбор профессии?

Шаблоны для ответа:

Я думаю…

Я считаю

-Как вы понимаете слова К. Ушинского? Как они связаны с темой урока?

Если вы удачно выберите труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет

К. Ушинский

4. Повторение теоретических сведений

Профессионализмы — слова, связанные с особенностью работы людей той или иной специальности, профессии.

Фара, кабина, бампер, двигатель, переключатель скоростей, зажигание.

Термин – это точное название какого-либо определенного понятия из области науки, техники, искусства.

5. Задание №2

К

Работа с упражнением 144А (аудиозапись),144Б,В.

1. Определите тему, основную мысль отрывка.

2.К кому обращено стихотворение?

3.Какое настроение в нем передается?

4.Что главное, по мнению поэта, в профессии инженера-строителя?

5.Найдите профессиональные слова и термины.

6.С какой целью автор использует их в тексте?

6. Задание№3-2б

Г

2.Выполнить упражнение 145.

Определите, какие профессии останутся, а какие могут исчезнуть. Запишите свой ответ в форме тезиса.

Образец: Терминал оцифрованных книг заменит библиотекаря

Полезные фразы для письма:

Профессия швея останется, потому что

Тренер останется, потому что…

Нотариус исчезнет, потому что

Я считаю, что…

Говорят, что…; Нужно понять для себя…; Именно поэтому

Я думаю, что

1гр. Швея, тренер

2 гр. Строитель, журналист

3 гр. Нотариус, переводчик

4 гр. Учитель, водитель автобуса

Дескрипторы:

-определяет обязанности профессии-1б

-записывает ответ в виде тезиса -1б

К

7. Лексическая разминка(устно)

Распределить слова по профессиям

Хирургия, скальпель, стетоскоп, кардиостимулятор, терапевт, зажим, анестезия.

Тубус, чертеж, палитра, интерьер

Код, компьютер, программа, байт, ядро,

Клетчатка, теплица, гроубоксы, гидропоника, вертикальная ферма

8.Задание №4-5б

Г

1 гр. Нарисовать портрет профессии дизайнер, используя термины и профессионализмы

План

1.Название профессии

2.Тип профессии (предмет труда)

3.Доминирующие виды деятельности

4.Необходимые качества, умения

Дескрипторы:

-определяет тип профессии, доминирующие виды деятельности, условия труда -3б

-называет необходимые личные качества-1б

-использует термины и профессионализмы-1б

2 гр Составить ментальную карту профессии хирург, используя термины и профессионализмы.

Дескрипторы:

-определяет тип профессии, доминирующие виды деятельности, условия труда, называет необходимые личные качества-3б выстраивает логические цепочки 1,2,3,4 -1б

-использует термины и профессионализмы-1б

3 гр. Составить формулу ПОПС профессии сити-фермер, используя термины и профессионализмы

Дескрипторы:

-определяет позицию-1б

-высказывает собственное мнение по заданной теме, приводит аргументы, подтверждающие собственное мнение-1б

-приводит 3 факта, примера-1б

-делает выводы-1б

-использует термины и профессионализмы—1б

4 гр Составить кластер профессии программист, используя термины и профессионализмы

Дескрипторы:

-выделяет основное понятие (профессия) -1б

-высказывает знания о профессии-1б

- записывает ассоциации, предположения-2б

- использует термины и профессионализмы-1б

9. Рефлексия

Прием рефлексии «Незаконченное предложение»

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Я понял, что…
  4.  Меня удивило…
  5.  Урок дал мне для жизни…
  6.  Мне захотелось…

 

 

 

 

 

 

Видеофрагмент

 

https://www.youtube.com/watch?v=yYuX1foqX_o

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=MY7-HAzsdo0&t=76s

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=MY7-HAzsdo0&t=255s

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шаблоны: портрет профессии,

Ментальная карта, формула ПОПС, кластер

 

Тексты

профессий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 


Скачать файл