Навигация

Гражданско-патриотическое воспитание в условиях детского дома

Кадыкенова Сауле Амангельдиновна
воспитатель
КГУ "Детский дом №8" управления образования области Абай

Одним из главных направлений воспитательной работы является создание условий для воспитания и развития личности и патриота Республики Казахстан


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 30.01.2023


Фрагмент для ознакомления

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства. Построение в Казахстане гражданского общества зависит от ответственных людей, любящих свою Родину, заинтересованных в ее развитии. Воспитание в духе гражданского патриотизма - залог гарантированного будущего для нашего общества.

Основой в воспитании гражданских чувств, является накопление у детей социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоению принятых в обществе норм поведения, формирование позитивного отношения к истории, к достижениям в области науки, культуры и спорта в прошлом и настоящем. Патриотическое воспитание включает в себя уважительное отношение к детям других национальностей. Представление о жизни, культуре, традициях разных народов позволяет подвести к пониманию интернациональных связей, взаимопомощи.

В учреждениях для детей-сирот проблема по нравственному и патриотическому воспитанию одна из главных. Как привить нормы и ценности, чести и долга?

Дети до поступления в детский дом зачастую находились в асоциальной обстановке и не получали социально-положительного опыта. Они не имели представления о ценностях гражданского общества, о правах и обязанностях гражданина, не знали государственных символов и законов, не имели сформированной гражданской и патриотической позиции. Как правило, имеют опыт бродяжничества, были вовлечены в асоциальную деятельность, имеют искаженную систему ценностей, утратили связь со школой.

Воспитание гражданственности и патриотизма должно формироваться с раннего возраста. Многие нравственные качества закладываются в семье. И мы, воспитатели, обязаны взять на себя функцию родителей. Прививать любовь к родному краю, учить переживать за общество, в котором ребенок живет, все эти чувства в большей степени зависят от того, как они были заложены в детстве. Воспитать личность с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию в социуме.

Одной из задач педагога детского дома является воспитывать гражданскую ответственность, формировать правосознание детей-сирот для свободного ориентирования в жизни гражданского общества. Безболезненно влиться в социум, быть грамотным по всем правовым вопросам, иметь высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, обладать позитивными ценностями и качествами, способным проявлять их в интересах Отечества.

Воспитанники должны не только знать, но и уметь пользоваться своими знаниями, уметь анализировать, делать выводы, оценивать ситуацию, делать выбор и брать на себя ответственность на основе своих социальных и гражданских приоритетов.

Система гражданско-патриотической работы в детском доме включает в себя комплекс мероприятий по формированию гражданских и патриотических чувств и сознания воспитанников.

Основные направления по гражданско-патриотическому воспитанию:

Гражданско-правовое. Формирование у воспитанников правовой культуры, гражданской позиции, выполнению конституционного долга, воспитание уважения к государственной символике.

Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование понятий о защите отечества, престиже службы в армии.

Культурно-патриотическому. Воспитание на основе сформированных в казахстанском обществе устойчивых традиций этнической и религиозной толерантности.

Историко-краеведческое. Патриотическое воспитание через музеи, памятники культуры. Изучение истории современного государства.

Воспитательная работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через мероприятия. Это могут быть часы общения «Что значит быть патриотом сегодня?», часы размышления «Я и окружающий мир», экскурсии в музеи Абая, имени Невзоровых, Краеведческий. Различные тематические классные часы, военно-спортивные игры «Зарница», «Знамя», вечер встречи с ветеранами, посещение национальных культурных центров «Ассамблеи народов Казахстана», знакомство с достопримечательностями родного города, демонстрация фильмов гражданственной направленности с последующим обсуждением, социальные проекты, акции. Немаловажную роль играют празднование праздников: «День независимости Казахстана», «День Республики», «День Конституции», «День защитника Отечества», «Праздник единства народов Казахстана», «День победы», «День столицы», «День языков народа Казахстана», «День благодарности», «День государственных символов Республики Казахстан». Различные традиционные национальные праздники: «Наурыз», «Масленица», «Сабантуй».

Результатом воспитания должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание воспитанников как основа личности гражданина Казахстана.


Скачать файл