Навигация

Д. Родари «Чем пахнут ремесла». У каждого дела запах особый

Клубничкина Алена Геннадьевна
учитель начальных классов
КГУ "Основная средняя школа №9"

4.2.8.1 – извлекать, перерабатывать полученную информацию, делать выводы и представлять полученные сведения в виде схемы причинно-следственных связей 4.3.2.1 – писать творческие работы разных жанров на основе прочитанного (с добавлением новых героев, нового сюжета)


Скачать файл

Рубрика: ШКОЛА-Литература | 4 класс Дата: 19.03.2023


Фрагмент для ознакомления

Цели обучения в соответствии с учебной программой:

4.2.8.1 – извлекать, перерабатывать полученную информацию, делать выводы и представлять полученные сведения в виде схемы причинно-следственных связей

4.3.2.1 – писать творческие работы разных жанров на основе прочитанного (с добавлением новых героев, нового сюжета)

Цели урока:

Познакомить учащихся с произведением Д. Родари «Чем пахнут ремесла»

Ход урока:

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

1. Начало урока.

0-5 мин

 

Орг. момент.

-У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними.

-Прежде чем начать урок, давайте вспомним правила поведения во время урока.

-На уроке будь старательным,

-Будь спокойным и внимательным.

-Говорите четко, внятно,

-Чтобы все было понятно.

-Если хочешь отвечать,

-Надо руку поднимать.

-Если друг стал отвечать,

-Не спеши перебивать.

-А помочь захочешь другу,

-Поднимай спокойно руку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей

ФО

Оценивание эмоционального состояния

 

 

 

Эмоц. настрой

 

2. Середина урока.

5 – 35 мин

Актуализация жизненного опыта.

1) Артикуляционная разминка

- А чтобы наша речь была правильной и красивой, выполним разминку для губ и языка.

- Я предлагаю вам поиграть в водителя и немного покататься на машине.

Заводил шофер мотор: дрр, дрр, дрр, дрр.

Нажимал он на стартёр: вжик, вжик, вжик, вжик.

Накачал он быстро шины: шшш, шшш, шшш, шшш.

Сел потом в салон машины.

В руки руль взял поскорей

И поехал побыстрей: жжж, жжж, жжж, жжж.

Выполняют речевую разминку. Отвечают на вопросы.

 

ФО

Словесная похвала

Речевой стишок

Целеполагание. Формулирование темы и цели урока.

Сегодня мы познакомимся с писателем Джани Родари, и одним из его стихотворений «Чем пахнут ремесла» и узнаем много интересного о других профессиях.

Формулируют тему урока, определяют цель урока

 

ФО

Большой палец

Фотография автора,

Фотографии книг автора,

Надпись с именем автора и произведением

Работа над литературным произведением:

Знакомство с автором

Джованни Франческо Родари известный итальянский сказочник, детский писатель, поэт, журналист.

Автор всемирно известных детских произведений

Родился в северной Италии, в небольшом городке Оменья, 23 октября 1920 года, в семье Джузеппе Родари и Маддалены Ариоки родился первенец. Мальчику дали имя Джованни Франческо Родари.

От своего отца он унаследовал слабое здоровье. И вместо игр на улице он предпочитал чтение, рисование и музыку. Мать отдала талантливого ребёнка обучаться игре на скрипке, и он с двумя своими товарищами создал трио. Они выступали со своей музыкой в тавернах.

1938 году, переезжает в Сесто-Календе. Там он устраивается на работу гувернёром, в семью немецких беженцев евреев.

Его привлекала работа с детьми, и он бросает учёбу и устраивается в школу, учителем младших классов.

В 1948 году, работая журналистом, ему поручают вести детскую рубрику.

Эта работа его очень увлекла. И в этом же году он пишет свою первую книгу

1951 год стал для Джанни Родари знаковым. Он издаёт свои первый сборник стихотворений «Книжка весёлых стихов». В него вошли стихотворения, ставшие в последствии очень любимыми маленькими читателями «Чем пахнут ремёсла?», «Голубой трамвай», «Куда девались феи» и самое известное своё произведение «Приключения Чиполлино».

В СССР «Приключения Чиполлино» было переведено под редакцией Маршака в 1953 году. И сразу получило заслуженное признание. В 1961 по нему был снят мультфильм

в 1967 году, он признан лучшим писателем Италии. Его книги издаются миллионными тиражами, и переводятся на разные языки мира.

В 1957 году у писателя родилась дочь Паолу, которая в последствии иллюстрировала сказки отца.

По рекомендации врачей 14 апреля 1980 года, Джани Родари была назначена операция, из-за заболевания сосудов ног, но он не смог её перенести и скончался на операционном столе.

Опережающее задание. Слушают рассказ учащихся. Просматривают видео подготовленное одноклассниками.

ФО

Словесная похвала

Видео подготовленное учащимися самостоятельно

Слушаем стихотворение

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Мимо столярной

Идёшь мастерской, —

Стружкою пахнет

И свежей доской.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

Куртка шофёра

Пахнет бензином.

Блуза рабочего —

Маслом машинным.

Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

Доктор в халате —

Лекарством приятным.

Рыхлой землёю,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Только безделье

Не пахнет никак.

Сколько ни душится

Лодырь богатый,

Очень неважно

Он пахнет, ребята!

Опережающее задание. Чтение стихотворения наизусть.

Смотрят видео подготовленное одноклассниками

ФО

Словесная похвала

Видео подготовленное учащимися самостоятельно по строчкам стихотворения

А сейчас я вам предлагаю исполнить песню о том, кем быть?

Учащиеся исполняют песню

ФО

Большой палец

https://www.youtube.com/watch?v=3FNLa_AAbPU

Мини экскурсия

Знакомство с национальными предметами творчества.

В красивой посуде даже самая простая еда выглядит аппетитно.

Посуда, которой мы сегодня пользуемся, появилась не сразу. Издавна казахский народ делал своими руками много видов посуды из разных материалов: дерева, глины, керамики, металла.

Чай заваривали в чайниках, отделанных различными рисунками, подавали в красивых пиалах, кесе.

Издревне народные умельцы делали посуду из экологически чистого природного материала, используя дуб, березу и другую крепкую древесину, а также шкуры лошадей, коз. С появлением огня посуду стали изготавливать из металлов – чугуна, золота, серебра. И все-таки, предпочтение отдавалось природным материалам.

Посуда и утварь казахов-скотоводов была не простой, а волшебной! Она была приспособлена к подвижному образу кочевой жизни.

Казахская национальная одежда – простой, функциональный, удобный наряд, отражающий культурные, а также исторические факты, особенность нации. Как в большинстве стран мира, национальная одежда казахского народа делиться, первым делом, по социальному статусу, потом по возрасту, полу, профессии.

Окраска одеяния носит символистическое наполнение: белый цвет означает радость, черный – землю, красный – огонь, солнце, зеленый – молодость, желтый – знание.

Народное прикладное искусство является наследием материальной и духовной культуры древних племен, обитавших в Великой степи. Его развитие тесно связано с кочевым образом жизни традиционного казахского общества, социально-экономическим положением, самосознанием народа и историческим процессом.

Наиболее распространенным у казахов является кошмоваляние. Войлочное производство - это сложный процесс, требующий определенных навыков. Из шерсти изготовляли предметы быта и одежд. От заготовки шерсти, его раскладки на циновку, вспрыскивания горячей водой, утрамбовки и т.д. до получения готового войлока принимали участие все молодые жители аула.

Казахское ювелирное искусство сформировалось еще в бронзовом веке. Столетиями оттачивался уникальный стиль, технологии, с помощью которых создавали украшения древнего степного народа. Традиционные казахские украшения делали мастера, знания которых передавались из поколения в поколение.

В большинстве своем они занимались созданием женских ювелирных украшений, так как украшения для женщин были популярными, в силу своего разнообразия и функциональных особенностей, связанных с различными обрядами и обычаями. Но и мужские украшения, не отставали по красоте.

Музыкальные инструменты — часть культуры и истории любого народа, ведь с помощью музыки можно передать эмоции, чувства и настроение. В нашей стране тоже есть народные музыкальные инструменты.

разновидность казахских национальных музыкальных инструментов говорит о богатой культуре нашего народа. Многие инструменты использовались не только для исполнения песен, но и были задействованы в предупреждающих случаях, ритуалах и хозяйстве. Сегодня многие инструменты используются в музыкальных сферах, в том числе в оркестрах и в эстраде.

Опережающее задание. Учащимися подготовлена небольшая импровизированная выставка, на которой присутствует посуда, одежда, небольшой ковер и подушечки, ювелирные украшения, музыкальные инструменты.

ФО

Словесная похвала

Национальная: посуда, одежда, небольшой ковер и подушечки, ювелирные украшения, музыкальные инструменты

Сценка Жадный богач.

С овечьей шкурой к скорняку

Зашёл Вартан-сосед:

- Из этой шкуры шапку сшить

Ты можешь или нет?

- Могу! - сказал в ответ скорняк,

На шкуру посмотрев.

- А выйдет две? - спросил Вартан,

На корточки присев.

- И две сошью.

- А три?

- И три!

- Сошьёшь четыре?

- Да!

- А пять?

- Ну что ж, могу и пять,

Коль в этом есть нужда!

Жадный Вартан

- Быть может, выкроешь все шесть?

- Могу, раз надо так!

- Где шесть, там - семь! - сказал Вартан.

- Идёт! - сказал скорняк.

Когда заказчик через день

За шапками пришёл,

Семь шапок выложил скорняк

На свой рабочий стол.

- Да разве это мой заказ?

Вскричал в сердцах Вартан.

Когда ты шапки мне кроил,

Ты был, должно быть, пьян?

Что с ними делать мне теперь?

Куда прикажешь деть?

Ведь ни одну из них нельзя

На голову надеть!

- Но ты же сам того хотел!

Сказал в ответ скорняк.

Больших семь шапок из овцы

Не выкроишь никак!

Опережающее задание

ФО

Словестная похвала

7 миниатюрных шапочек, отрез ткани,

 фартук, меховой головной убор.

Просмотр видеофрагметна

ТОП самых редких и устаревших профессий. 4.30

Смотрят видео

 

https://www.youtube.com/watch?v=5E7P90RikU4&t=11s

2-минутное Эссе

Кем я хочу стать.

Пишут эссе

ФО

Эссе

Рабочая тетрадь

Групповая работа

Повторить правила работы в группе

Кроссворд «Профессии»

Разгадывают кроссворд

СО

Лист с кроссвордом

3. Конец урока.

35-40 мин

7.Итог урока.

-Какую цель мы поставили на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы этой цели?

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

За что бы вы себя похвалили сегодня?

Отвечают на вопросы учителя, оценивают сою деятельность на уроке.

Записывают мнение на монетках, приклеивают к сундуку.

ФО

Сундук

Иллюстрация сундука, монет.

           

 


Скачать файл