Навигация

Правописание гласных после шипящих. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Шарыпова Ирина Борисовна
учитель начальных классов, учитель-дефектолог
КГУ "Специальная школа-интернат №1" Управления образования ВКО

Урок проводился в специальной школе для детей с легкими нарушениями интеллекта.


Скачать файл

Рубрика: ШКОЛА-Русский язык | 4 класс Дата: 05.04.2023


Фрагмент для ознакомления

Цели обучения в соответствии с учебной программой

4.1.1.7 определять количество слогов в слове по количеству гласных

4.1.2.1 правильно произносить и называть согласные звуки

4.1.2.2 обозначать согласные звуки синим или зелёным кружком

4.1.2.3 самостоятельно дать характеристику звуку

4.13.1 самостоятельно и коллективно проводить звуко-буквенный анализ слов

4.1.3.2 различать гласные и согласные звуки

4.1.3.3 давать характеристику услышанному звуку (или предложенному), обозначать его графически и записать с помощью буквы

4.1.3.5 различать и называть свистящие и шипящие звуки

4.1.3.9 правильно писать буквы, сходные по начертанию, их различение по количеству одинаковых элементов (И–Ш), по наличию или отсутствию одного из элементов (Г-П), по взаимоположению элементов (В-Д)

Цели урока

Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости. Закреплять умение правильно писать слова с сочетаниями жи- ши, ча –ща, чу -щу Развивать слуховое и зрительное восприятие. внимание, речь, мелкую моторику, память; Воспитывать аккуратность при работе в тетради.

Ход урока

1.Орг. момент (Психологический настрой) .

- Здравствуйте, ребята.

- Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

2.Актуализация изученного

- Давайте вспомним, какой сегодня день недели?

Какое сейчас время суток? Который по счету урок? Какой урок? Время года? Какой месяц? Декабрь какой по счету зимний месяц? Назовите дату.

-Да, ребята, наступила зимушка-зима. Какие определения мы можем дать зиме? Зима какая? (снежная, холодная, вьюжная, морозная и т.д.)

2. Упражнения для кисти и пальцев рук. - Ребята, давайте подготовим наши пальцы к письму, разбудим их и проведем для этого пальчиковую гимнастику.

- Наши пальчики проснулись!

- С добрым утром!

- Потянулись, потянулись!

- Стали дружно умываться,

- Полотенцем вытираться.

- Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем.

- Дружно делаем зарядку.

- Пришли в школу

- И уселись за тетрадку.

3. Минута чистописания с определением темы урока.

«Красиво писать – красоту творить» - вот и мы начнем урок с красивого письма.

-Давайте расскажем, какие секреты письма нужно помнить:

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

-Проверьте осанку, положение тетради. Запишите с доски дату.

Зимой Мороз любит разукрасить окна узорами. Давайте и мы сплетем из букв зимнее кружево. Из каких букв оно? Произнесем звук Ш, Ж. что знаете об этих звуках?

-Посмотрите еще раз правильное написание заглавных и строчных букв Жж и Шш. Напишите одну строчку букв Жж, и одну- Шш.

А теперь, чтобы определить тему урока, нужно отгадать загадки, а отгадки записать в тетрадь.

Два березовых коня

По снегам несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их …(лыжи)

Кот живет у нас на крыше,

А в чулане жили …(мыши)

Принесла нам дождь плакучий,

Эта грозовая …(туча)

Я щенка от злющей стужи защищал

Щенок от радости…(пищал)

Я откликаться не хочу,

Меня зовут, а я …(молчу)

Пескарю, плотвице – мука,

Если близко рыщет…(щука)

-Ребята какие орфограммы мы выделили? Определите тему урока.

3.Сообщение темы и цели урока

Тема урока - Гласные после шипящих. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Сегодня на уроке бы будем закреплять правила написания гласных после шипящих через выполнение различных упражнений.

4.Этап изучения нового материала.

Расскажите правила написания гласных после шипящих.

В сочетаниях ЖИ и ШИ

Пишем только букву И.

В сочетаниях ЧА и ЩА

Пишем только букву А.

В сочетаниях ЧУ и ЩУ

Пишем только букву У.

- Посмотрите, у нас на доске нарисовано зимнее дерево. Какое оно?

- По ходу урока, мы его укроем снежинками,

Отгадайте загадку:

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.(снежинка)

- Проведем звуко-буквенный анализ слова Снежинка. (работа у доски и в тетрадях).

- Поднялась метель, закружились в воздухе снежинки, перепутали в словах все слоги. Упражнение «Круги» - составить слова подбирая слоги из каждого ряда. (3 у доски) - по четыре слова. Приложение №1

Работа по учебнику.

Стр.38 упр. 101 – самостоятельно

5.Физ. минутка.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь,

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

6.Этап закр. нового материала.

Игра «Лесенка»- вставить нужную букву.

 

 

 

Ж

 

Р

 

 

 

Ч

 

Й

 

 

Щ

 

К

А

 

 

Ш

 

Н

А

 

Ч

 

Ш

К

А

 

Ш

 

Ш

К

А

Ч

 

Ч

Е

Л

О

Ч

 

Й

Н

И

К

Игра «Наборщики» - на доске слоги – до, хо, то, мо, ма, та, пи, ка, го

И два сочетания – чу, щу. Подставляя справа и слева к сочетаниям чу и щу слоги из данного набора, нужно составить и записать слова.

Д\игра «Поймай слово». Сейчас закрепим знание правописания сочетаний – ча-ща. У вас есть сигнальные карточки, ваша задача показать карточку, когда услышите в слове сочетание.

Чай, пища, часы, свеча, щавель, час, чайник, задача, куча, овчарка, прощать, пищать, галчата, трещать, обещание, туча, чайка, пощада, чаща.

7.Подведение итогов.

- Ребята, посмотрите, какое стало дерево! Мы укрыли снежинками и ему сейчас очень тепло!

Скажите, какую тему мы повторяли и закрепляли на уроке. Назовите правило.

У вас остались снежинки, если вам было интересно и вы справились со всеми заданиями, то прикрепите снежинку на дерево, если было трудно прикрепите ее на землю.

Какое замечательное зимнее дерево у нас получилось! Спасибо за урок!


Скачать файл