Шарыпова Ирина Борисовна
учитель начальных классов, учитель-дефектолог
КГУ "Специальная школа-интернат №1" Управления образования ВКО
Урок проводился в специальной школе для детей с легкими нарушениями интеллекта.
Рубрика: ШКОЛА-Русский язык | 4 класс Дата: 05.04.2023
Цели обучения в соответствии с учебной программой |
4.1.1.7 определять количество слогов в слове по количеству гласных 4.1.2.1 правильно произносить и называть согласные звуки 4.1.2.2 обозначать согласные звуки синим или зелёным кружком 4.1.2.3 самостоятельно дать характеристику звуку 4.13.1 самостоятельно и коллективно проводить звуко-буквенный анализ слов 4.1.3.2 различать гласные и согласные звуки 4.1.3.3 давать характеристику услышанному звуку (или предложенному), обозначать его графически и записать с помощью буквы 4.1.3.5 различать и называть свистящие и шипящие звуки 4.1.3.9 правильно писать буквы, сходные по начертанию, их различение по количеству одинаковых элементов (И–Ш), по наличию или отсутствию одного из элементов (Г-П), по взаимоположению элементов (В-Д) |
Цели урока |
Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости. Закреплять умение правильно писать слова с сочетаниями жи- ши, ча –ща, чу -щу Развивать слуховое и зрительное восприятие. внимание, речь, мелкую моторику, память; Воспитывать аккуратность при работе в тетради. |
Ход урока
1.Орг. момент (Психологический настрой) .
- Здравствуйте, ребята.
- Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
2.Актуализация изученного
- Давайте вспомним, какой сегодня день недели?
Какое сейчас время суток? Который по счету урок? Какой урок? Время года? Какой месяц? Декабрь какой по счету зимний месяц? Назовите дату.
-Да, ребята, наступила зимушка-зима. Какие определения мы можем дать зиме? Зима какая? (снежная, холодная, вьюжная, морозная и т.д.)
2. Упражнения для кисти и пальцев рук. - Ребята, давайте подготовим наши пальцы к письму, разбудим их и проведем для этого пальчиковую гимнастику.
- Наши пальчики проснулись!
- С добрым утром!
- Потянулись, потянулись!
- Стали дружно умываться,
- Полотенцем вытираться.
- Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем.
- Дружно делаем зарядку.
- Пришли в школу
- И уселись за тетрадку.
3. Минута чистописания с определением темы урока.
«Красиво писать – красоту творить» - вот и мы начнем урок с красивого письма.
-Давайте расскажем, какие секреты письма нужно помнить:
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
-Проверьте осанку, положение тетради. Запишите с доски дату.
Зимой Мороз любит разукрасить окна узорами. Давайте и мы сплетем из букв зимнее кружево. Из каких букв оно? Произнесем звук Ш, Ж. что знаете об этих звуках?
-Посмотрите еще раз правильное написание заглавных и строчных букв Жж и Шш. Напишите одну строчку букв Жж, и одну- Шш.
А теперь, чтобы определить тему урока, нужно отгадать загадки, а отгадки записать в тетрадь.
Два березовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их …(лыжи)
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане жили …(мыши)
Принесла нам дождь плакучий,
Эта грозовая …(туча)
Я щенка от злющей стужи защищал
Щенок от радости…(пищал)
Я откликаться не хочу,
Меня зовут, а я …(молчу)
Пескарю, плотвице – мука,
Если близко рыщет…(щука)
-Ребята какие орфограммы мы выделили? Определите тему урока.
3.Сообщение темы и цели урока
Тема урока - Гласные после шипящих. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Сегодня на уроке бы будем закреплять правила написания гласных после шипящих через выполнение различных упражнений.
4.Этап изучения нового материала.
Расскажите правила написания гласных после шипящих.
В сочетаниях ЖИ и ШИ
Пишем только букву И.
В сочетаниях ЧА и ЩА
Пишем только букву А.
В сочетаниях ЧУ и ЩУ
Пишем только букву У.
- Посмотрите, у нас на доске нарисовано зимнее дерево. Какое оно?
- По ходу урока, мы его укроем снежинками,
Отгадайте загадку:
Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке.(снежинка)
- Проведем звуко-буквенный анализ слова Снежинка. (работа у доски и в тетрадях).
- Поднялась метель, закружились в воздухе снежинки, перепутали в словах все слоги. Упражнение «Круги» - составить слова подбирая слоги из каждого ряда. (3 у доски) - по четыре слова. Приложение №1
Работа по учебнику.
Стр.38 упр. 101 – самостоятельно
5.Физ. минутка.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь,
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
6.Этап закр. нового материала.
Игра «Лесенка»- вставить нужную букву.
|
|
|
Ж |
|
Р |
|
|
|
Ч |
|
Й |
|
|
Щ |
|
К |
А |
|
|
Ш |
|
Н |
А |
|
Ч |
|
Ш |
К |
А |
|
Ш |
|
Ш |
К |
А |
Ч |
|
Ч |
Е |
Л |
О |
Ч |
|
Й |
Н |
И |
К |
Игра «Наборщики» - на доске слоги – до, хо, то, мо, ма, та, пи, ка, го
И два сочетания – чу, щу. Подставляя справа и слева к сочетаниям чу и щу слоги из данного набора, нужно составить и записать слова.
Д\игра «Поймай слово». Сейчас закрепим знание правописания сочетаний – ча-ща. У вас есть сигнальные карточки, ваша задача показать карточку, когда услышите в слове сочетание.
Чай, пища, часы, свеча, щавель, час, чайник, задача, куча, овчарка, прощать, пищать, галчата, трещать, обещание, туча, чайка, пощада, чаща.
7.Подведение итогов.
- Ребята, посмотрите, какое стало дерево! Мы укрыли снежинками и ему сейчас очень тепло!
Скажите, какую тему мы повторяли и закрепляли на уроке. Назовите правило.
У вас остались снежинки, если вам было интересно и вы справились со всеми заданиями, то прикрепите снежинку на дерево, если было трудно прикрепите ее на землю.
Какое замечательное зимнее дерево у нас получилось! Спасибо за урок!