Навигация

Профессий много на Земле

Уатаева Елена Михайловна
учитель русского языка и литературы
КГУ "Долонская средняя школа"

Урок №1 "Профессий много на Земле" из раздела "Мир профессий" разработан по требованиям обновленной программы обучения и преподавания.


Скачать файл

Рубрика: ШКОЛА-Русский язык | 5 класс Дата: 14.11.2022


Фрагмент для ознакомления

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

 

 

5СГ4 - прогнозировать содержание по отрывкам текста;

5Ч3 - понимать применение прямого и переносного значения слов, синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов, синтаксических единиц, использованных автором в тексте для различных целей;

5П3 - представлять информацию в виде рисунков;

5СРН2 - использовать слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова, заимствованные слова, эмоционально окрашенные слова; гиперболы, эпитеты, сравнения

Цели урока

 

 

Все учащиеся смогут понять, что такое профессия, для чего она нужна, понимать содержание прослушанных и прочитанных текстов, участвовать в диалоге, использовать в речи слова с прямым и переносным значением, расширить словарный запас, представлять информацию в виде рисунка;

Большинство учащихся смогут описать современные профессии, описать качества человека, необходимые для данной профессии, формулировать вопросы и отвечать на них, определять роль слов с прямым и переносным значением, синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов, заимствованных слов, эмоционально окрашенных слов, использованных автором для различных целей.

Некоторые учащиеся смогут оценивать звучащую речь, анализировать объявления о вакансиях, аргументировать свою позицию, прогнозировать ситуации, связанные с профессиями, рассуждать о том, какие качества требуются для определенной профессии, использовать многозначные, заимствованные, эмоционально окрашенные слова, гиперболы, эпитеты, сравнения

Языковая цель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся могут использовать языковые навыки: слушание, говорение, чтение, письмо; использовать слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова, заимствованные слова, эмоционально окрашенные слова

Ключевые слова и фразы: профессия, труд, работа, деятельность учение, специалист, необычные профессии, школа будущего, учитель, врач, вакансия, «живая» статуя, общество

Полезные фразы для диалога / письма:

Дело мастера боится

О человеке судят по его труду

Труд кормит, а лень портит

Все работы хороши, выбирай на вкус

Вопросы для обсуждения:

Что такое профессия? Для чего она нужна? Что надо сделать, чтобы получить профессию? Какие качества требуются для определенной профессии? Какие современные профессии ты знаешь? Почему они появились?

А какие необычные профессии ты знаешь?

Можете ли вы сказать почему

 важно, чтобы профессия была выбрана по душе?

 появились необычные профессии?

необходимо учиться, чтобы получить профессию?

Письменные подсказки:

Возможно, вероятно, я думаю, я считаю, мне кажется, чтобы получить профессию надо…, это будет возможным благодаря…, я представляю себя в будущем…я думаю, что желающие получить необычную работу должны обладать следующими навыками и знаниями…

Критерии оценивания

 

 

 

Понимают основное содержание текста, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение;

Используют в речи слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначных слова, представляют информацию в виде рисунков;

Прогнозируют содержание по отрывкам текста;

Аргументируют необходимость появления необычных профессий в будущем под влиянием требований времени

Привитие ценностей

В рамках национальной идеи «Мәңгілік Ел» формировать понятие о ценности образования, вырабатывать стремление к открытости в сотрудничестве, развивать коммуникативные навыки, функциональной грамотности

Межпредметные связи

Познание мира, литература

Навыки использования ИКТ

Интерактивная доска, интернет – ресурсы, видеосюжет

Предыдущее обучение

Учащиеся на уроках русского языка, познания мира, на классных часах обращались к теме «Мир профессий», имеют о них представление, владеют достаточным словарным запасом

План

Планируемое время

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало 8 мин.

2 мин.

 

 

1 мин.

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

Организация класса. Приветствие.

Психологический настрой – стратегия «Волшебная палочка»

(Ученики, стоя в кругу и передавая друг другу палочку, говорят, кем они мечтают стать в будущем)

Создание коллаборативной среды, деление на группы

Ученики объединяются в группы путем выбора карточек с названием профессий (учитель, врач, водитель)

Подведение учащихся к теме урока – просмотр видеоролика «Изучаем профессии».

Определение темы, целей урока, критериев оценивания

Стратегия «Продолжи фразу»

Закончите предложение:

Сегодня на уроке мы будем говорить о…

Актуализация прежних знаний

Словарная разминка. Стратегия «Мяч» (учащийся, которому учитель бросил мяч, называет нужное слово и возвращает мяч учителю)

Учитель - (учит), врач - (лечит), водитель – (водит машину), агроном - (работает на земле), парикмахер – (стрижет), повар – (варит)

Формативное оценивание: наблюдение учителя «Словесное оценивание»

 

 

 

 

 

Карточки с изображением людей разных профессий

Видеоролик «Изучаем профессии» https://www.youtube.com/watch?v=uVREMnXOZ9g

 

 

Середина урока

 32 мин

 

6 мин

 

 

 

10 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.

 

 

 

 

 

(ГК) Задание на развитие навыков слушания и говорения

Вопросы:

 -Какие ассоциации вызывает у вас слово «профессия»?

 - Для чего нужна профессия человеку?

Работа со словарем: определение слова профессия, запись в тетрадь

Стратегия «Кластер». Профессия –это… Затем учащиеся по часовой стрелке обойдут столы и изучат, что сделали другие группы.

Защита кластеров: кто больше написал синонимов

Формативное оценивание: взаимооценивание стикерами

(Г,К) Задание на развитие навыков чтения

Работа с текстом упр.3В стр.135

Стратегия «Руководимое чтение»

А) Учитель начинает чтение текста, далее учащиеся читают по цепочке, определяют тему текста, подбирают название к тексту, находят ключевые слова, синонимы к слову учитель

В) В каждой группе высказывают свое мнение, рассуждают по заданным вопросам, по очереди дополняя друг друга, но не повторяясь:

- Почему говорится, что если б не было учителя, то и не было бы ни Шекспира, ни Коперника?

- Согласны ли вы с автором, что без учителя не была бы открыта Америка?

- О каком качестве характера учителя говорится в тексте?

В каком значении (прямом или переносном) употреблено словосочетание «сердце доброе»?

- Вы согласны с тем, что «мир удивителен с учителем»? Как это можно объяснить?

Формативное оценивание прием «Сэндвич»

(ИК) Разминка «Профессия»

Чтоб профессии иметь (разгибаем пальцы)

Надо много знать, уметь (Повороты кистями – тыльная сторона ладошки)

Хорошо, дружок, учись! (Погрозить пальчиком)

И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение пальцем)

Дифференцированное задание на развитие навыков письма

Уровень мышления

Критерии оценивания

Понимание

Понимают представленную информацию; формулируют проблему своими словами

Применение

 Классифицируют информацию и предоставляют ее в виде рисунков

Анализ

Обобщают информацию, представляя ее в виде таблицы, пишут объявление, используя полученные знания, делают выводы

Оценка

Аргументируют необходимость появления необычных профессий в будущем под влиянием требований времени

Задание для менее способных учащихся:

Стратегия «Знаю - не знаю»

упр.274, упр.276 Вписать в таблицу названия профессий в 2 колонки «знаю - не знаю», найти толкование неизвестных слов в словаре, записать в тетрадь, обобщить информацию.

Задание для учащихся со средними учебными возможностями:

Творческое задание: упр.279.

Прочитать объявление о вакансиях, обсудить требования, предъявляемые к желающим, написать свое объявление о вакансии.

Задание для более способных учащихся:

Стратегия «Предположи и дополни»

Упр.303(АБ) Прочитать текст, предположив о какой профессии идет речь, озаглавить его, дописать, доказав, что это необычная профессия, необходимая в наши дни.

Текст

Когда видишь его, то кажется, что это настоящая статуя, а не живой человек. А когда статуя оживает, как радуются дети! Это не простая работа, ведь….

Дескрипторы:

- понимает предоставленную информацию

- демонстрирует информацию в виде таблицы;

- пишет текст объявления;

- доказывает необходимость тех или иных профессий;

Формативное оценивание Стратегия Попс

Я считаю, что…

потому что…

например…

поэтому считаю…

(ИГ) Задание на соблюдение речевых норм

Стратегия «Установи соответствие»

Упр.273(А)

Соедини 1 и 2 части пословиц.

Ответь на вопрос: чему учат эти пословицы?

Найди антонимы, синонимы, многозначное слово

Какие изобразительные средства использованы?

Формативное оценивание: взаимооценивание сигнальными карточками «Светофор»

 

 

 

 

Толковый словарь

 

 

 

 

 

 

стикеры

Учебник «Русский язык для 5 класса общеобразовательных школ», автор З.К. Сабитова

Издательство «Мектеп»,2017 г.

Стр. 135

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник «Русский язык для 5 класса общеобразовательных школ», автор З.К.Сабитова

Издательство «Мектеп», 2017 г

Стр. 124,132

 

 

Флипчарт, фломастеры

 

 

 

 

На доске начало фраз на карточке

Учебник «Русский язык для 5 класса общеоб

разовательных

 школ», автор З.К.Сабитова

Издательство «Мектеп», 2017 г

Стр.122, 136

Сигнальные карточки

Конец урока 7мин

1 мин

 

 

3 мин

 

 

 

Дифференцированное домашнее задание

А - Составить синквейн со словом «Профессия»;

В - Упр. 5 (придумай название профессий одним словом);

С - Записать 4 пословицы о труде;

Рефлексия: Беседа:

Что вам понравилось на уроке?

Чтовы узнали нового?

А кто из ребят, на твой взгляд, хорошо поработал?

Аплодисменты

Обратная связь Стратегия «Дерево успеха»

На нарисованном дереве закрашивают человечка, тем самым указывая свое местоположение по результатам темы урока

Учебник «Русский язык для 5 класса общеоб

разовательных

 школ», автор З.К.Сабитова

Издательство «Мектеп», 2017 г

Стр. 136

 

Дифференциация

Каким образом вы планируете оказать больше поддержки?

Какие задания вы будете

давать более способным ученикам?

Оценивание

Как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные

связи. Здоровье и безопасность, поддержка

Икт, ценности

Дифференцированное задание на развитие навыков письма.

 - Менее способные учащиеся выполняют упр.274, 276 стр.124 из учебника З.Сабитовой. Заполняют таблицу названиями профессий в 2 колонки «знаю – не знаю». Затем идет словарная работа с незнакомыми словами.

- Учащиеся со средними учебными возможностями выполняют творческое задание. Читают упр.279.Им необходимо написать свое объявление о вакансии

- Более способные учащиеся выполняют упр.303 Работа с текстом. Читают, выдвигают предположение о какой профессии говорится в тексте, озаглавливают текст, доказывают необычность профессии и дописывают текст.

 

Дифференцированное домашнее задание:

- менее способные учащиеся составляют синквейн со словом «Профессия»

- учащиеся со средними учебными возможностями выполняют упражнение 5 стр.136 учебник Сабитовой, придумывают название профессий одним словом

- более способные учащиеся заисывают 4 пословицы о труде, рассуждают о том, кем представляют себя в будущем, какие шаги предпринимал для достижения цели

 В течение урока применялось формативное оценивание с использованием приемов «Словесное оценивание», «Сэндвич», «Светофор», взаимооценивание, самооценивание, рефлексия «Беседа». обратная связь «Дерево успеха»

 

 

 

 

На уроке предусмотрены смена видов деятельности, соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.

           

 


Скачать файл