Гарбуз Игорь Иванович
преподаватель информатики и специальных дисциплин
КГКП "Житириканский политехнический колледж"
Традиционно школа дает обучающимся готовые «продукты» мышления (знания, обозначенные в книгах и учебниках), а сам процесс, с помощью которого эти «продукты» получены, остается за рамками. Школа должна вооружить школьников инструментами и стратегиями мыслительных операций, работы с информацией, продуктивного чтения.
Рубрика: СТАТЬИ Дата: 23.06.2023
В основе всех технологии критического мышления лежит идея создании условий для каждого студента.
Была составлена программа применения этой технологии на уроках, поставлена цель на получение результата, подобраны практические задания.
В чем же особенности образовательной технологии развития критического мышления
Во-первых, учебный процесс строится на научно обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.
Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и адекватным каждой учебной ситуации в каждый момент времени. (Речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процессах реализации проектов.)
В-третьих, рассматриваемая технология позволяет проводить все обучение на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Итак, критическое мышление содействует формированию исследовательской интуиции, культуры чтения и общему развитию мыслящей личности.
Работая по этой технологии, могу сказать, что повышается качество облученности по предмету, увеличивается количество желающих участвовать в различных конкурсах.
Применение методики формирования критического мышления приводит к изменению структуры урока.
Выделяются три основные стадии: вызов, осмысление, размышление (рефлексия).
Основная задача стадии вызова – пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. На этой стадии озвучивается цель урока, учащиеся ее принимают, происходит мотивация их дальнейшей деятельности. На стадии осмысления учащиеся сталкиваются с новой информацией; они пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа.
На стадии рефлексии происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, присвоение нового знания.
Студенты высказывают собственные идеи и аргументируют их.
Правила проведения уроков по формированию критического мышления.
В работу должны быть вовлечены все учащиеся. Для этого, например, используют методический прием – короткие выступления при обсуждении темы. Следует позаботиться о психологической подготовке учащихся. Для этого полезно проводить разминки, поощрять учеников за активное участие в работе, предоставлять им возможность самореализации.
На занятия информатики студенты делятся на подгруппы 12-13 человек, их можно разделить на группы по 6–7 человек. При этом условии возможна продуктивная работа в группах.
Ученики могут делиться на группы добровольно, но обязательно надо добиться, чтобы группы были примерно равны по силам.
Методы и приемы, работающие на эту технологию через уроки информатики.
Мозговой штурм
При работе нужно обращать внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:
•I уровень - что ты знаешь?
•II уровень - как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ)
•III уровень - применение, анализ, синтез
Тема урока «Защита информации»
Вопросы:
*Что угрожает информации?
*От кого нужно защищать информацию?
*Как защитить информацию?
Метод записной книжки Хефеле
За неделю до коллективного обсуждения учащимся выдаются записные книжки, и сообщается тема, по которой они должны в течение недели делать в ней записи.
Записи делаются по датам недели, и их должно быть не менее 7.
Студенты собирают материал, проводят интервью, анкетирование, записывая все это в записную книжку («Книга мысли»). На уроке работают с найденной информацией: с текстовой, графической, составляют диаграммы (анализ анкеты) и т.д.
Метод синектики
Метод основан на превращении непривычного в привычное, а привычного в непривычное
Пример задания:
При изучении темы «Работа в Photoshop» дети получают задание
*Создайте образ Бабы Яги, как если бы она жила в наше время (открывают файл с изображением Бабы Ягии работают с ним)
Сократовский диалог
Сократовский диалог – это умение задавать вопросы, доходить до сути явления.
Сократовский диалог – это способ становиться разумно мыслящим существом.
Пример задания:
Тема урока «Круглый стол по теме «Информационная безопасность»
Заранее дается некоторым детям задание: «Подготовить информацию о там как они представляют информационную безопасность и где они видят меры информационной безопасности».
Урок проходит в обсуждении. Делаются выводы.
Кластер
Кластер-это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Практика показывает, что информация, представленная в виде кластера, заучивается детьми гораздо эффективнее.
Пример задания:
Составить кластер по теме «Информационная безопасность»
Корзина идей, понятий, имен
Дается 1-1,5 мин., чтобы каждый ученик записал у себя в тетради смысловые
ассоциации к «ключевому» слову. После этого преподаватель (будем называть его в дальнейшем мастером), дает учащимся 3-4 мин. на работу в группе. Каждый учащийся зачитывает свои ассоциации, остальные дополняют свои ассоциации новыми словами. После работы в группе идет общее обсуждение ассоциации.
Мастер на доске, а учащиеся в тетрадях заполняют специальную схему, которая называется «Кластером».
Поставь цель
Учитель называет тему урока, а учащиеся сами должны определить цель урока.
В конце урока рефлексия проводится на основе поставленной в начале урока
цели.
Пчелиный улей
Принцип приема заключается в обсуждении проблемы всеми детьми. Каждый старается внести свой вклад по данному вопросу. Все учащиеся могут высказать свое мнение, учатся прислушиваться к мнению другого.
Мудрые совы
Этот прием требует максимального применения всех форм мышления. Это часть проблемного обучения. Учащиеся получают задание. Сами ставят перед собой цель. Разрешают проблему путем обсуждения, спора.
Шляпа мышления
Для этого приема у нас имеются бумажные шляпы разного цвета. Этот прием часто работает на фазе вызова.
Пример задания: Одевается условная шляпа Синяя – мышления, Красная - творчества, Зеленая - самостоятельной работы.
Задание: Выпиши достоинства и недостатки антивирусных программ.
При системности такой работы у учащихся формируются универсальные умения (компетентности) такие как: видеть и вычленять проблемы, уметь получать, отбирать в соответствии с целями или потребностями информацию, выделять основной смысл текста.