Чистякова Светлана Анатольевна
учитель начальных классов
КГУ "Становская начальная школа"
Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы. В игровой форме представлены различные задания на проверку знаний по таблице умножения. Также учащимся даются сведения из истории возникновения таблицы умножения. К мероприятию прилагаются карточки с заданиями.
Рубрика: ШКОЛА-Математика | 3 класс Дата: 11.02.2024
Цель: познакомить с историей возникновения таблицы умножения; развивать интерес к математике; составлять, применять и закреплять таблицу умножения и соответствующие случаи деления; способствовать проявлению индивидуальных особенностей учащихся, активизации их познавательной деятельности и умению работать в группе, способствовать развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции, развивать интуицию, эрудицию, расширить кругозор учащихся.
Таблица умножения — это те необходимые знания, которые требуются человеку в любом возрасте. Кроме того, знание таблицы Пифагора для школьника — залог успеха в дальнейшей учебе.
Вступление. Сегодня мы собрались, чтобы показать свои знания таблицы умножения.
Очень нам нужна таблица,
Ну куда мы без неё!
Ничего не посчитаешь,
Если много есть чего.
Надо знать, как умножать,
Как делить, не забывать
Это ключик для двери,
В математику зайти.
Из истории таблицы умножения. Когда появилась таблица умножения? Точно сказать никто не может. Но, очень давно, больше двух тысяч лет назад. Предполагают, что её изобрёл греческий учёный Пифагор. Есть таблица умножения Пифагора. Её до сих пор используют при вычислениях. Самая старая таблица умножения, которую нашли археологи, выполнена на глиняной доске. Обнаружили её в Китае. Таблицу умножения долго не учили в школах. В древности обучение обычно продолжалось от 1 до 4 лет и математике не уделялось много внимания. А первая страна, в которой дети познакомились с таблицей умножения, была Англия. Мы учим случаи умножения от 2 до 9, а там учат от 2 до 12.
Как знают таблицу умножения наши ученики? Кто лучший знаток случаев умножения и деления? Сейчас мы это узнаем. Вы будете работать в командах, поэтому помимо знаний должны показать умение работать в группе, проявлять сплочённость и взаимовыручку. Вы поделитесь на 2 команды, выберете капитанов и придумаете названия своих команд
Конкурс 1 « Сочинялки»
Что такое умноженье?
Это умное сложение.
Ведь умней умножить раз.
Чем слагать всё целый час.
Для чего нам нужна таблица умножения? Мы учим её, тратим много сил и времени. Где мы её потом будем применять? Об этом каждая команда составит небольшой рассказ.
Игроки команд усаживайтесь поудобнее. Капитаны, выбирайте, кто будет записывать. Каждая команда через 3 минуты должна представить рассказ на тему «Для чего нужна таблица умножения»
Чтение капитанами текстов (оценивание 1-5 баллов)
Музыкальная пауза. А вы знаете о таблице умножения есть песня послушаем её.
Песня «Дважды два четыре» слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского.
Конкурс 2 «Разминка». Сейчас каждый участник покажет, как он запомнил таблицу умножения. Правила конкурса: Команды по очереди выстраиваются в круг и, перебрасывая мяч, называют числовые выражения на умножение. Победителем будет та команда, которая за 2 минуты назовёт больше примеров (Оценивание: 1 балл за каждый правильный случай табличного умножения)
Конкурс 3 «Копаем огород» Каждой команде выдаётся по одному листу разлинованной в клетку бумаги. Ведущий по очереди перед каждой командой бросает 2 кубика с цифрами. Игроки должны начертить прямоугольник, с такой длиной сторон, какие цифры на кубиках. Перемножить длину сторон, и в центре прямоугольника написать значение произведения. Это площадь грядки, которую выкопала команда. Пока эту работу выполняет одна команда, ведущий бросает кубики для другой команды. Для каждой команды по 3 задания. Затем все значения произведений команды складывают. У кого больше значение суммы, тот победитель.
(оценивание: победителям 3 балла)
Конкурс 4 «Молчанка» Следующее задание будет индивидуальным для каждого участника. Никто не советуется и не спрашивает у других. Поэтому конкурс и называется «Молчанка». У каждого будет карточка, на которой вы должны найти значения произведения и значение частного. (у каждого игрока на карточке по 10 примеров на умножение и деление в соответствии с его классом)
(оценивание: За каждый правильный пример 1 балл. Количество баллов всех участников складывается и делится на количество игроков. Полученный результат- средний балл каждой команды)
Конкурс 5 «Делится - не делится». Из набора чисел выбрать только те, которые делятся на 4
(оценивание: за каждый правильный ответ 1 балл)
Конкурс 6 «Залатай дыры»
На полу мышка подобрала книжку.
Страницы листала, до дыр зачитала.
Залатай дыры
2 класс 3 класс
15 : =3 72 : =9
6 * =24 7* =42
21 : =7 64 : = 8
3* =18 7* =63
7* =14 6* =24
(оценивание: За каждый правильный пример 1 балл. Количество баллов всех участников складывается и делится на количество игроков. Полученный результат- средний балл каждой команды)
Музыкальная пауза. Даже люди, которые не знают таблицу умножения, умеют делить на 2. Как вы думаете, почему? Потому что поделить на 2, это значит поделить число или количество предметов на две равные части. И про деление пополам, то есть на 2 даже есть песенка, которую сочинили М. Пляцковский и В. Шаинский. Эта песня не только про деление, но и про дружбу. Сейчас мы её послушаем и немножко отдохнём.
Конкурс 7 «Потерянное число» Отдохнём от таблицы умножения. Следующее задание не связано с ней. В пословицах потерялись числа . Вставьте их.
1 команда
Обещанного …. года ждут.
…… в поле не воин.
…… бед, один ответ.
2 команда
Знать, как свои ….пальцев.
…..одного не ждут.
------ раз отмерь, один отрежь.
Конкурс 8 «Любимая цифра» Команды совместно выбирают любимую цифру. Каждая команда составляет выражения на умножение и деление с этой цифрой. Она может входить в состав двузначных чисел и обозначать любой компонент.
(оценивание: За каждый правильный пример 1 балл. Количество баллов всех участников складывается и делится на количество игроков. Полученный результат- средний балл каждой команды)
Конкурс 9 «Весёлые задачки»
К трём зайчатам в час обеда прискакали 3 соседа,
В огороде зайцы сели, и по 7 морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок, сколько съедено морковок?
Три утки тихим шагом, К реке по травке шли.
И желтеньких утяток они с собой вели.
У каждой утки 6 утят. Купаться в речке все хотят
Всю птицу дети сосчитайте, уже готовы, отвечайте
Сколько дней в двух неделях?
Сколько лап у 4 зайчат?
Сколько ушей у пяти ежей?
Сколько рогов у 7 козлов?
Испекла нам бабушка вкусные оладушки
Всего оладий 27, по 3 хватило всем.
Кто ответит из ребят, сколько было внучат
В магазине кошки мерили сапожки
Надо 36 сапог. Сколько было кошек?
Подведение итогов. Награждение