Страшкова Марина Эвальдовна
преподаватель специальных дисциплин
КГКП "Колледж транспорта" управления образования области Абай
Данная статья содержит материал, описывающий подходы к организации самостоятельной работы студентов колледжа, обучающихся по модульно-кредитной технологии. Затронуты вопросы, касающиеся организации практического обучения. Уделено внимание роли преподавателя в организации и планировании самостоятельной работы.
Рубрика: СТАТЬИ Дата: 02.03.2024
Динамичное и поступательное развитие инновационных процессов в системе образования Республики Казахстан обозначило необходимость качественного изменения структуры и содержания, стратегии и тактики управления на всех уровнях. На сегодняшний день казахстанская система образования претерпевает значительные изменения, характеризующиеся инновационными процессами, которые требуют массового участия педагогов в них. Одним из направлений, который широко используется в системе технического и профессионального образования, является модульно-кредитный подход в обучении.
Целью введения кредитно-модульной системы является создание гибких образовательных структур, как по содержанию, так и по организации обучения, гарантирующих удовлетворение потребностей, имеющихся в данный момент и определяющих вектор нового интереса. Основная задача при внедрении кредитно-модульной системы обучения - подбор новых форм и методов обучения, позволяющих не просто дать необходимые знания, а включить студента в систему непрерывного профессионального образования.
В КГКП «Колледж транспорта» управления образования области Абай осуществляется подготовка специалистов отрасли водного транспорта.
Разработка образовательных программ на основе модульно-кредитного подхода осуществляется на основе соответствующих документов, утвержденных Министерством просвещения Республики Казахстан.
В рабочих учебных программах, разработанных для обучения специалистов водного транспорта, проведение практических занятий имеет особое значение, так как они помогают студентам развивать не только теоретические знания, но и практические навыки, необходимые для успешной работы в данной области. Эти занятия включают в себя различные задания, симуляторы практической работы и тренировки на специальном оборудовании.
Организация и планирование самостоятельной работы осуществляются в рамках модульно-кредитного подхода, что позволяет студентам эффективно использовать свое время для изучения теоретического материала, выполнения практических заданий и подготовки к контрольным и экзаменационным работам. Самостоятельная работа чаще всего начинается во время изложения материала, чтения книги и т. п. Студент размышляет над учебным материалом, у него появляются вопросы, свои соображения; он нередко сопоставляет свой опыт с тем, о котором говорит преподаватель, делает вслед за ним выводы, ведет запись лекции, своих наблюдений. Но все же в этой работе ведущая роль принадлежит преподавателю; студент, в сущности, только готовится к полноценной самостоятельной работе, накапливает для нее необходимый материал.
Самостоятельная работа протекает индивидуально, в разнообразных индивидуальных формах, поэтому ее содержание, объем и продуктивность неодинаковы, даже в небольшой студенческой группе. Никакого рецепта, плана, предписания, «указаний» и т.п. здесь выработать нельзя и, по-видимому, не следует. Практически преподаватели оказывают значительную помощь студентам, желающим наиболее целесообразно организовать свою работу, но делают это с учетом их индивидуальных устремлений и особенностей в рекомендательном порядке, а также путем ознакомления с лучшими методами, формами и приемами самостоятельной работы. Нередко решающее значение имеет пример самого преподавателя.
На этапе планирования важно поставить четкие цели и задачи для самостоятельной работы, а также распределить ее внутри учебного модуля или темы. Таким образом, студентам будет понятно, что конкретно им нужно сделать и какой результат ожидается от их работы.
Для успешной организации самостоятельной работы студентам также необходимо предоставить необходимые учебные материалы, рекомендации и методические указания, которые помогут им освоить учебный материал самостоятельно. Для дополнительного изучения материала полезно предложить студентам список рекомендованной литературы и ресурсов.
Структурирование самостоятельной работы студентов является неотъемлемой частью успешного выполнения задания. Разделение задания на этапы, установление сроков выполнения и определение ожидаемых результатов помогут студентам планировать свое время и эффективно выполнять поставленные задачи.
Контроль и самооценка промежуточных результатов самостоятельной работы также являются важным моментом. Для этого можно предусмотреть тестовые задания или требования по написанию отчетов, чтобы студенты могли оценить свой прогресс и в случае необходимости внести коррективы в свою работу.
Поддержка и консультация студентов в процессе самостоятельной работы также играют значимую роль. Преподаватели могут предоставлять консультации, отвечать на вопросы студентов и помогать им разрешать возникающие проблемы.
При подготовке будущих судоводителей, необходимо выработать умения по проводке судов в различных путевых условиях. Этому способствует работа студентов на судоводительском тренажере. Используя современные средства обучения, есть возможность моделировать различные ситуации, максимально приближенные к реальности. Занятия на судоводительском тренажере требуют от студентов не только навыков работы с компьютерной техникой, но и знания правил плавания на внутренних водных путях, знания по управлению судами и составами, устройство судов, навигацию и т.д.
Успешная практическая деятельность специалиста водного транспорта определяется уровнем сформированности профессиональных компетенций. Техник-судоводитель, обладающий высоким профессионализмом, хорошо ориентируется во всех вопросах, связанных с управления судном, а также с эксплуатацией главных и вспомогательных судовых двигателей и судовых систем.
В целом, организация и планирование самостоятельной работы студентов на основе модульно-кредитного подхода в обучении позволяет студентам развивать свои профессиональные компетенции, получать практические навыки и подготавливаться к будущей профессиональной деятельности. Этот подход также помогает повысить качество обучения и обеспечить студентам более гибкое и эффективное обучение.
Список использованной литературы:
1.Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348. Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования.
2. Центр профессионального образования – Астана, 2017. – 160 с. «Особенности внедрения кредитно-модульной технологии обучения в организациях технического и профессионального образования»
3.Хуторский А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. – М. 2009. Общие подходы к организации СРС.
4. Волков Ю.Г., Лубский А.В., Верещагина А.В. Самостоятельная работа студентов: Учебное пособие. - М.: Кнорус, 2016.-142 с.