Навигация

Животные севера

Белоус Александра Равильевна
учитель-логопед
Ясли-сада ТОО "Солнышко Тараза"

Познакомить детей с жизнью животных севера. Закрепить произношение звуков [м] - [мь]. Способствовать формированию учебно-познавательной компетенции дошкольников, через обобщение представлений о животных севера.


Скачать файл

Рубрика: ДЕТСАД-Коммуникация | Старшая группа Дата: 10.03.2024


Фрагмент для ознакомления

Цель: Развитие фонетика - фонематического восприятия речи, совершенствование грамматического строя речи, обогащения словаря, совершенствование звуковой культуры речи.

Задачи: Развитие памяти, внимания, фонематический слух, мышления, кругозора, личностного самосовершенствования. Познакомить детей с жизнью северных животных, закрепить знания о животных севера. Учить устанавливать существенные признаки для обобщения. Формирование познавательной активности. Закрепить произношение звуков [м] - [мь], дать им полную качественную характеристику, уметь определять место звуков в словах. Развивать связную речь, умение договаривать предложения и образовывать слова антонимы, обобщить знания детей о животных севера, их повадках, где живут, чем питаются, активизировать словарь по теме. Способствовать формированию учебно-познавательной компетенции дошкольников, через обобщение представлений о животных севера. Воспитывать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за них.

Предметно-развивающая среда: цветные карандаши, зеркала, су-джок, презентация.

Словарная работа: щеголять, нырять, плавать, крайний, песцы, тюлени, моржи.

Методы и приёмы:

Организационный момент

Организует приветствие.

Ребята отгадайте загадку, кто сегодня пришел к нам в гости:

Живет он там, где холода,

И ловит рыбу из-под льда.

Он в шубе белой щеголяет,

Умеет плавать и ныряет.

(Белый медведь)

- Это белый медвежонок.

И зовут его Умка. А как вы думаете, где он живет?

- Какой первый звук в слове «медведь»?

-Звук [мь] – сегодня мы с вами на од

закрепим звуки [м] - [мь], и поговорим о животных севера.

-О ком мы будем говорить, о каких звуках?

Запомни правило:

Звуки мы слышим и произносим,

буквы мы видим, читаем и пишём.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки -состоят из голоса,

при произношении нет препятствий.

Согласные звуки – ударный, безударный, твёрдый и мягкий, звонкий, глухой.

Артикуляция:

-Когда мы произносим звук [м]. Губы вначале спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха.

Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука.

При произнесении звука М ощущается вибрация щек и носа.

Характеристика: Согласный, звонкий, твёрдый, губной, обозначаем синим цветом.

-Когда мы произносим звук [мь], губы сомкнуты,

потом раскрываются мгновенным выходом воздуха, воздух выходит через нос, кончик языка прижат

к нижним зубам, спинка языка выгнута,

голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Характеристика: Согласный, звонкий, мягкий, губной, обозначаем зелёным цветом.

Беседа с детьми о животных севера, как можно туда добраться.

Умка приглашает нас совершить путешествие на Крайний север и пришел рассказать нам еще о животных, которые с ним живу на Крайнем севере: это северные олени, арктические волки, песцы, лемминги, полярные совы, зайцы, тюлени, морские слоны, моржи, белые медведи, полярные волки.

Поедем? А какую одежду и обувь мы оденем?

А на чем мы уда поедем?

Артикуляционная гимнастика

«Индюк-Маляр», «Чистим зубы»,

«Горка-Чашка», «Качели»,

«Дудочка-Лошадка».

Дыхательная гимнастика

«Листок»

Пальчиковая гимнастика

«Животные севера»

Кто на севере живет?

Кто там ест, и кто там пьет?

Звери необычные к холоду привычные.

Вот песец из норки смотрит.

Белый мишка важно ходит,

Ну, а морж, как капитан

Покоряет океан.

Гордый северный олень

Грузы возит целый день.

Хлопки ладошки – кулачки, попеременно.

«Замок» - меняя положение пальцев

Соприкосновение подушечек пальцев

с большим пальцем образовывая «колечки».

Пальчики – «шагают»

Ладони «лодочкой» двигаются вперед.

Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты.

Растирание ладоней движениями вверх, вниз

Повтори чистоговорки:

Ми — ми — ми — я пою ноту ми.

Ми — ми — ми — идём сами.

Ма-ма-ма, ма-ма-ма — кота зовут Кузьма.

Ма-му-му, ма-му-му — бананы я возьму.

Ем-ем-ем, ем-ем-ем — я всю манку съем.

Мы-ма-ма, мы-ма-ма – купаюсь я сама.

Му-мо-мо, му-мо-мо - едим мы эскимо.

Ма-мо-мо, ма-мо-мо – не хотим мы эскимо.

Ма-му-му, ма-му-му - эскимо кому?

Ом-ом-ом, ом-ом-ом -мы увидим новый дом.

Ама-ама-ама - купает меня мама.

Ома-ома-ома - ходит мама дома.

Ми-ме-ме, ми-ме-ме- подходит мама ко мне.

Определи место звука в словах: мяч, обмен, меч,

камин, витамин, мебель, мясо, семь, восемь.

Мышь, мак,морковь, мороженное, лимон,

зима, сумка, крем, сом, дом, гном.

Д/И «4-ый лишний»

Мяч, диван, крем, дом

Лимон, жаба, морковь, семь.

Сумка, мебель, окно, мясо.

Д/И «Подскажи словечко»

Не влезает в книжку

Косолапый… (мишка).

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку… (мячик).

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной… (медведь).

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа мочалкой… (мыли)

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось… (мыло).

Д/и «Наоборот»

Предлагает ребенку назвать слова,

противоположные по смыслу (антонимы),

которые начинаются со звука МЬ.

Война — (мир)

быстро — (медленно)

Ссориться — (мириться)

твердый — (мягкий)

большой - (маленький)

Задание№2

Д/и «Подбери признак»

Морж - какой? (большой, скользкий, мокрый, гладкий, страшный, злой, усатый, огромный, клыкастый, неуклюжий)

Северный олень – какой? (большой, рогатый, сильный, отважный)

Белый медведь – какой? (большой, белый, пушистый, голодный, сильный, смелый, умный)

Песец – какой? (красивый, белый, пушистый, хитрый, юркий, быстрый, чистый)

Тюлень – какой? (большой, мокрый, холодный, умный, голодный)

Д/И «Скажи одним словом»

У оленя есть рога. Значит, какой он? (рогатый)

У медведя толстые лапы. (толстолапый)

У песца острые зубы. (острозубый)

У тюленя короткая шерсть. (короткошерстный)

У оленя быстрые ноги. (быстроногий)

У моржа толстая кожа. (толстокожий)

У песца длинная шерсть. (длиношерстный)

У моржа длинные усы. (длинноусый)

Физминутка

«Кто на севере живет»

По ледяной пустыне

Медведица идет.

За нею медвежата

Торопятся вперед.

Трещит мороз жестокий

Повсюду снег и лед.

По полынье холодной

За нерпой морж плывет.

Бегут, спешат олени

Им виден путь едва

Над ними тихо кружит

Полярная сова.

(идут по кругу вперевалочку, медленно)

(убыстряют шаг)

(обнимают себя руками)

(повороты с вытянутой рукой вправо-влево)

(идут, делают гребки руками)

(руки скрестно над головой – «рога», бегут)

(высоко поднимая колени)

(бегут маленькими шажками, руки в стороны)

Д/И «Назови семью»

Морж – моржиха – моржонок (моржата);

Белый медведь – белая медведица – белый медвежонок (белые медвежата);

Белый волк – белая волчица – белый волчонок (белые волчата);

Северный олень – северная олениха – северные оленята;

Тюлень – тюлениха – белёк.

Песец – полярная лиса – щенок.

Д/И «4- ый лишний»

Песец, зебра, белый волк, тюлень.

Морж, тюлень, снег, белый медведь.

Северный медведь, песец, снегирь, морж.

Тюлень, олень, пень, белый волк.

Морж, моржиха, морс, белёк.

Тюмень, тюлень, тюлениха, белёк.

Медведь, Север, песец, белый волк.

Д/И «Кулак, ребро»

Если услышишь слово со звуком «М»

тогда ударяешь ребром ладонь,

если в слове нет звука «Мь», тогда кулаком

мяч, обмен, меч, камин, витамин, мебель, мясо, семь, восемь.

Мышь, мак, морковь, мороженное, лимон, зима, сумка, крем, сом, дом, гном.

Придумай предложение с этим словами.

Педагог проводит индивидуальную работу

Подводят итоги, поощряют детей

Узнают по признакам, кто это?

Быстрый, трусливый, серый, белый, длинноухий.

Хитрая, шустрая, ловкая, рыжая, пушистая.

Злой, голодный, серый, зубастый, лохматый...

- О ком мы сегодня говорили на од?

- Каких животныхсевера вы знаете?

- Как называют детёнышей животных севера?

- С какими звуками, мы сегодня знакомились?

- Какие они? Назовите слова на звук [М]- [Мь]?

Предлагает детям сделать выводы.

Хвалит детей, благодарит за

совместную работу.

Анализ и Итог Занятия

Самомассаж.

Наша умная головка,

Думала сегодня ловко,

Ушки все услышали,

Ручки все исполнили,

А ножки посидели.

Выполняют задание

Подводят итоги. Прощаются.

Выполняют самомассаж.

Ожидаемый результат:

Знать: Называние животных севера и их детёнышей в единственном и множественном числе, перечисляют их повадки, где живут, чем питаются, знать характеристику и артикуляцию звуков [м]- [мь].

Иметь: Представление о звуках [м] -[мь], иметь представление о местах звуков [м]- [мь] в словах.

Уметь: развивать память, внимание, фонематический слух, мышление, личностное самосовершенствования, уметь образовывать слова антонимы, определять слова в которых нет звуков [м] -[мь].


Скачать файл