Навигация

Большая буква в именах собственных

Касаткина Елена Николаевна
учитель начальных классов
КГУ "Общеобразовательная школа №80"

Цели урока: узнать, какие слова называются именами собственными; правописание имён собственных; соблюдение орфографических норм; соблюдение пунктуационных норм.


Скачать файл

Рубрика: ШКОЛА-Русский язык | 3 класс Дата: 27.04.2024


Фрагмент для ознакомления

Цели обучения, которым посвящён урок:

3.3.7.9 писать большую букву в собственных именах существительных

3.3.9.2 использовать кавычки при написании имен собственных, обозначающих названия газет, журналов, книг, фильмов

Цели урока

Узнать, какие слова называются именами собственными

Правописание имён собственных

Соблюдение орфографических норм

Соблюдение пунктуационных норм

Критерии оценивания

Учащиеся смогут:

Записывать имена собственные с большой буквы

Узнать об употреблении в именах собственных кавычек

Привитие ценностей

Казахстанский патриотизм и гражданская ответственность, уважение, сотрудничество, труд, творчество, образование в течении всей жизни

Межпредметные связи

Урок связан с предметами «Литературное чтение», «Художественный труд», «Естествознание», «Познание мира»

Материал прошедших уроков

Часть речи и их роль в предложении. Имя существительное, как часть речи. Собственные имена существительные.

План урока

Временное планирование

Планируемые мероприятия

Ресурсы

0-2 мин

Создание положительного эмоционального настроя.

 

 

Отправляемся мы снова в мир родного языка

Мы разгадывать готовы его тайны до звонка.

 

 

 

 

 

 

 

2-5 мин

 

 

 

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

Каллиграфическая минутка: запись пословицы с соблюдением высоты, ширины и наклона прописных и строчных букв, их соединений

Пп

природа

Всякое искусство есть подражание природе.

Работа с пословицей по плану:

1. Чтение пословицы.

2. Объяснить значение непонятных слов.

3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему учит?

 

 

 

 

 

Середина урока

(5-12 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(12-15 мин)

 

 

 

 

 

 

(15-20 мин)

Словарная работа (каждая группа разгадывает кроссворд со словарными словами, записывают в тетрадь, обозначают орфограммы).

По горизонтали:

Главный город государства

Главный символ города Астана

Отдельное помещение в квартире, доме

Предмет домашней обстановки, служащий для того, чтобы на ней спали

По вертикали:

Плетеное изделие из прутьев, служащее для хранения, переноски чего-либо

Здание, в котором происходит постановка спектаклей

Герой русских былин, воин, отличающийся необычайной силой, удалью, мужеством и умом.

Транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям.

Конверт №1

Ответы к кроссворду: богатырь, Байтерек, комната, корзина, кровать, вагон, погода, столица.

На какую орфограмму вы записали слова? Какое из данных слов можно выделить и отнести не только r орфограмме с безударной гласной? Определив орфограмму, вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока. (Правописание большой буквы в именах собственных).

Определение темы и цели урока

Чему мы будем учиться? (ответы учащихся)

Повторение изученного

- К какой части речи относятся все записанные вами слова? (им. сущ-ое)

- Чтобы вспомнить все, что мы изучили об имени существительном, предлагаю сыграть в игру «Ромашка вопросов» (с каждой группы выходит по одному представителю, срывает лепесток, отвечает на вопрос, который записан на обратной стороне лепестка).

 

 

 

 

 

 

 

 

ФО

(самопроверка по образцу)

1б.-правильноенаписание, 1б-верное обозначение орфограмм

 

 

 

 

(20-30 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(30-35 мин)

Работа над лексической темой урока (в группах с уровнем учащихся А, B, C)

Конверт №2 (предметные картинки согласно тематических групп)

*Дай группе слов общее название, дополни своими примерами

Баба- Яга, Кащей Бессмертный, Чебурашка, Буратино - сказочный персонаж. (группа С)

В.М. Васнецов, И.Е. Репин, И.И Левитан- художники (группа В)

Актау, Актобе, Алматы - города Казахстана (группа В)

Л. Н Толстой, А. П Чехов, К. Г Паустовский - писатели (группа В)

«Казахстанская правда», «Костанайские новости» - названия газет (группа А)

«Карлик Нос», «Гадкий утенок», «Теремок» - название произведений (группа А)

Конверт №3 (образец для взаимопроверки)

- Какой новый знак вы встретили в названиях литературных произведений и газет? (ответы учащихся)

- Как вы думаете, в каких случаях в именах собственных пишутся кавычки?

Работа с правилом с 16

Работа над грамматической темой урока.

Группа А (высоко мотивированные уч-ся)

Группа С (низко мотивированные уч-ся)

 

 

 

 

ФО

Взаимопроверка

1б – дают название, 1б. – дополняют своими примерами)

 

Учебник

(35-43 мин)

Самостоятельная работа

Упражнение №8 с 16 (Группа А)

* Чтение названия произведения

* Определение автора

Конверт №4 (образцы для самопроверки для каждого участника группы)

Сказка «Двенадцать месяцев»- С. Маршак.

Басня «Лебедь, Щука и Рак»- И. Крылов.

Рассказ «Меня зовут Кожа»- Б. Сокпакбаев.

Стихотворение «Глаза голубые земли»- М Алимбаев.

ФО Самопроверка по дескрипторам:

4б – соотношение названия и автора;

1б – запись названий произведений в кавычках;

1б – соблюдение прочих орфограмм

 

Упражнение №9 с 16 (Группа В)

* Чтение

* Запиши имена героев

Конверт №4 (образцы для самопроверки для каждого участника группы)

Сестрица Аленушка и братец Иванушка пошли по свету счастье искать.

Вылепили дед и баба из снега дочку и назвали ее Снегурочка.

Шагают ведра по тропинке, а за ними бежит Емеля.

Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит.

ФО

Самопроверка по дескрипторам:

4б – верно вставляют слова;

1б – запись имён собственных с большой буквы;

1б – соблюдение прочих орфограмм

 

Упражнение №4 с 14 (Группа С)

* Чтение

* Запиши вместо пропусков подходящие слова: имена, фамилии, клички. Запиши получившиеся сочетания слов.

Конверт №4 (образцы для самопроверки для каждого участника группы)

Мальчик …, девочка …, пёс …, улица … и т.д.

ФО

4б – верно подбирают имена собственные;

1б – запись имён собственных с большой буквы;

1б – соблюдение прочих орфограмм

Конец урока

 

(43-45 мин)

Домашнее задание Упражнение №10 с 16

 

Итог урока.

- Чему мы учились на уроке?

- Оцените свою работу на уроке. (Дерево творчества)

Рефлексия

Перед вами «Дерево творчества» прикрепите к нему плоды - дело прошло полезно, плодотворно; цветок — получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; зеленый листик – не все получилось, но я старался.

Подводят итог, оценивают свою деятельность.

 

 

 

 

ФО

10-9 б. – яблоко, 8-7б. – цветок, 6-4б. – листок.


Скачать файл