Навигация

Глагол как часть речи. Роль глагола в речи

Леммер Анастасия Сергеевна
учитель начальных классов
КГУ "Краснознаменская средняя школа" КГУ "Отдел образования Мамлютского района" КГУ "Управление образования акимата Северо-Казахстанской области"

Поурочный план предназначен для учащихся общеобразовательных школ. В разработке имеются схемы, картинки соответствующие учебнику «Алматыкітап» 4 класс. В поурочном планировании имеются задания для учащегося с ООП


Скачать файл

Рубрика: ШКОЛА-Русский язык | 4 класс Дата: 18.03.2023


Фрагмент для ознакомления

Цели обучения в соответствии с учебной программой:

4.1.4.1 участвовать в диалоге/дискуссии по обсуждаемой теме, соблюдая речевые нормы, понимать различные способы ведения диалога

4.2.3.1 формулировать вопросы и ответы, отражающие понимание и

свое отношение к содержанию текста, чтобы углубить понимание и уточнить ответ;

4.3.8.1 различать на основе существенных признаков имена существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, предлоги и союзы и определять их роль в предложении;

Цели урока:

Познакомить с самостоятельной частью речи глаголом.

Ход урока:

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

1.Начало урока.

0-5 мин

 

Создание положительного эмоционального настроя:

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели

И работать захотели.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей

ФО

Оценивание эмоционального состояния

 

 

Эмоц. настрой

 

2. Середина урока.

5 – 40 мин

 

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

Девиз урока: (слайд 2)

“Учись, смекай, активным будь

И к знаниям откроешь путь!”

Запишем в тетради число, классная работа.

Сегодня на уроке мы будем: думать, рассуждать, слушать, наблюдать.

(слайд 3)

(И) Чистописание. Ребенок с ООП прописывает буквы Рр, Гг

(К) Работа по теме урока.

Стихотворение (слайд 4)

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом,

И счастливый мой удел таков -

В речи быть одним из главных слов.

Работа с текстом стихотворения:

  1. Найдите в стихотворении главное слово (глагол)
  2. Чем является глагол в русском языке? (частью речи)
  3. Чем особенна эта часть речи? (рассказывает о действиях, обозначает действия)

Сформулируйте тему урока (ответы детей)

Тема “Глагол как часть речи” (слайд 5)

Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку.

“Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая живая... кровь языка.” А.Югов.

- Как вы понимаете это высказывание? (ответы детей)

(К) Словарная работа.

Ребята, давайте с вами вспомним, что же такое глагол. Откройте учебник на стр. 31.

Ребенок с ООП работает по карточке

(К) Вспомни!

(Г) Работа в парах.

 Прочитай. Определи тип текста (повествование, описание, рассуждение). Выпиши слова, которые обозначают действие предмета. Как они называются? Выполни работу по схеме - образцу на стр 31.

Ученик с ООП работает по учебнику.

(К) Физминутк

Громко тикают часы

Громко тикают часы

(Ходьба сидя,)

Тик-так, тик-так.

(Наклоны головы вправо-влево,

проговаривая слова.)

В школу нам пора идти,

(Ходьба сидя.)

Тик-так, тик-так.

(Наклоны головы вправо-влево.)

Мы учебники собрали,

(Наклон назад, прогнувшись,

руки развести в стороны)

Тик-так, тик-так.

(Повторить наклоны головы,

руки на поясе.)

В школу дружно зашагали,

(Ходьба на месте.)

Тик-так, тик-так.

(Наклоны головы.)

(К) + ученик с ООП

Теперь поработаем устно. Посмотрите на картинки и назовите действия предметов. (слайд 5)

Собачки ...(бегут) записываем. (слайд 6)

Орёл ...(летит) записываем. (слайд 7)

Рыбки...(плавают) записываем. (слайд 8)

- С помощью какой части речи вы оживили картинки?

- Давайте вспомним, как изменяются глаголы? (по числам и временам).

- Глаголы какого числа записаны у вас в тетради? (ед и мн числа), значит глаголы изменяются по числам.

- А как ещё изменяются глаголы? (по временам)

- В каком времени стоят глаголы, записанные у вас в тетради? (настоящем). Теперь измените время в этих предложениях. Устно.

(Г) Работа в группах. Ученик с ООП работает индивидуально

Отгадать загадки, составить со словами отгадками предложения, подчеркнуть глаголы и определить, в каком времени они употреблены.

Летит огневая стрела,

Никто её не поймает:

Ни царь, ни царица,

Ни красна девица.

Ответ: Молния. (слайд 9)

Раскинут ковёр,

Рассыпан горох,

Ни ковра не поднять,

Ни гороху собрать.

Ответ: Звезды на небе (слайд 10)

Между гор, между дол

Бежит белый конь.

Ответ: Ручей. (слайд 11)

Что вверх корнем растёт?

Ответ: Сосулька. (слайд 12)

Красные лапки щиплют за пятки. (гусь) (слайд 13)

Мчатся колёса по дороге, а над дорогой ноги. (велосипед) (слайд 14)

(К)Составьте из слов загадку (на доске)

(Каждое слово на отдельной карточке.)

- Запишите в тетради.

Белое покрывало всю землю покрывало.

- Грамматическая основа предложения...

- В чём сходство и различие этих слов? (по вопросу) Одинаковое произношение, но разное значение.

- Каким членом предложения является глагол?

- В каком времени употреблён глагол? (прошедшем)

- Произнесите предложение так, чтобы глагол употреблялся в другом времени.

(Класс использует сигнальные карточки при ответах детей)

Запишите в тетрадь с вопросом

  • 1 глагол – в прошедшем времени
  • 1 гл. – в настоящем времени
  • 1 гл - в будущем времени.

 (И) - Вставьте нужные глаголы в предложения. В этом вам помогут слова для справок. Подчеркните глаголы в неопределённой форме.

(раздаются листы с заданиями, дети переписывают себе в тетрадь)

Если в лес пришёл ...,

Свежим воздухом ...,

Бегай, ... и ....

Только, чур, не ....,

Что в лесу нельзя ....,

Даже очень громко ....,

....... зверюшки,

.... с лесной опушки.

Слова для справок: убегут, дышать, испугаются, гулять, шуметь, прыгай, играй, петь, забывай.

Для проверки (слайд 15)

- Что это за слова я выделила? В чём особенность этих глаголов? (слайд 16)

(это глаг. Неопределённой формы)

- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы? (что делать, что сделать?)

- Чему учит нас это стихотворение?

Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока, определяют цель урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в коллективе, группах, парах, выполняют задания под руководством учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют движения за учителем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах, группах, выполняют проверку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание работы хопками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают работу смайликами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивакют работу хлопками

(тихо, громко)

 

 

 

Учебник

С 30 Тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

Учебник

С 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник

С 31

 

 

 

 

 

 

Учебник

с 30

упр. 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тетрадь

 

 

 

Карточки

 

 

3. Конец урока.

40 - 45 мин

Итог урока.

Итак, расскажите о глаголе: (слайд 17)

  • глагол – это....
  • отвечает...
  • обозначает...
  • изменяется по...
  • в предложении бывает...
  • делает нашу речь...

Записываем домашнее задание с 32 упр. 4

Рефлексия.

Предлагает оценить свою работу при помощи лестницы успеха.

 

Отвечают на вопросы учителя, оценивают сою деятельность на уроке

 

 

 

Картинки

к рефлексии.

           

 


Скачать файл