Навигация

Имя существительное как часть речи. Игра "Что? Где? Когда?"

Белхороева Зита Хамитовна
учитель начальных классов
КГУ "СОШ №13"

Цель: закрепление знаний учащихся об именах существительных, формирование положительного отношения к изучению русского языка, формирование стремления к приобретению знаний, развивать речь, мышление, любознательность, коммуникативные навыки.


Скачать файл

Рубрика: ШКОЛА-Русский язык | 3 класс Дата: 14.11.2022


Фрагмент для ознакомления

Цель: закрепление знаний учащихся об именах существительных, формирование положительного отношения к изучению русского языка, формирование стремления к приобретению знаний, развивать речь, мышление, любознательность, коммуникативные навыки.

Формируемые УУД: умение анализировать материал, установление причинно-следственных связей, умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать работу в соответствии с заданием, умение работать в группе, уважение к мнению одноклассников, понимание значимости выполняемой работы.

Оборудование: карточки для работы в группе, рисунки с изображением сказочных героев, конверты с заданиями, призы для поощрения участников игры и награждения победителей.

Ход урока.

1.Оргмомент

Настроение бодрое

Рабочее у всех.

На уроке ждет нас

Радость и успех!

В каждом деле нам

Нужны терпение, удача.

И тогда получим мы

Знания в придачу!

Учитель. Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. У нас сегодня в гостях будут герои любимых книг со своими заданиями и вопросами. Итак, наша игра «Что? Где? Когда?» начинается. Сейчас мы делимся на 2 команды знатоков против героев сказок.

2.Сообщение темы игры.

Учитель. Отгадайте тему нашей игры. Для этого вам надо прочитать слова в филворде и назвать, что объединяет все эти слова.

К Ш А Р А Д Н А

М Е Н К Ь А

Д Р Е В Е О В

С К А О В Н Д И

-Что общего в этих словах? (Они относятся к именам существительным). Тема игры: имя существительное как часть речи.

Против команд выступают герои сказок. Они приготовили для вас интересные задания. Команда, которая первой справилась с заданием, поднимает табличку с номером один и четко отвечает на поставленный вопрос. Остальные проверяют правильность ответа. Если допущена ошибка, ответ не засчитывается. За правильный ответ начисляется 5 баллов.

3.Слово предоставляется жюри. (Представление жюри).

4.Первый раунд игры.

Учитель. Отгадайте закономерность и прочитайте слово.

ААЧММЕННБУССРАТТШУУКА

Ответ: Чебурашка

Задание: из букв слова «третьеклассник» составьте как можно больше имен существительных. Распределите их по родам. Время выполнения задания -5 минут. Выигрывает та команда, которая больше подберет имен существительных.

-Слово предоставляется жюри.

5.2 раунд.

Против знатоков играет герой сказки Х.К.Андерсена

Отгадайте загадку, и узнайте его имя.

На снежных санях Королева

По зимнему небу летела.

Коснулась мальца, невзначай.

Холодным, недобрым стал…

Задание: Соберите пословицы и определите падеж имен существительных.

Без дела жить-мастера хвалит.

Всякая работа –только небо коптить.

Учитель: какая тема объединяет все эти пословицы? Какие еще пословицы и поговорки о труде вы знаете?

-Слово жюри.

6.3 раунд.

Имя следующего сказочного героя вы прочитаете, разгадав загадку.

Деревянного мальчишку,

Шалуна и хвастунишку

Знают все без исключений.

Легкомысленным бывает,

Но в беде не унывает.

И синьора Карабаса

Обхитрить сумел не раз он.

Артемон, Пьеро, Мальвина

Неразлучны с …….

Ответ: буратино

Задание: составить 2 предложения, используя как можно большее количество данных слов. Подчеркнуть главные члены, указать известные части речи.

Листья, с, падают, деревьев, золотые.

Все, холодные, идут, дожди, чаще.

Слово жюри.

7.4 раунд. «Блицтурнир».

Против знатоков играет Чиполино. Приглашаются капитаны команд. Они вытягивают вопросы, и отвечают на них. За правильный ответ-1 балл.

Вопросы от Чиполлино:

Каким членом предложения являются имена существительные в именительном падеже?

Какой падеж не может обойтись без предлогов?

Как изменяются имена существительные?

Как определить род имен существительных?

Физминутка.

Называю слова. Если слово мужского рода, то приседают мальчики, если женского рода-девочки приседают, среднего рода-все вместе.

Озеро, дом, ель, ягода, туча, ветер, волна, тарелка, окно, дедушка, дядя, счастье, завод, столица, туман, море.

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ

Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп

Мы руки поднимаем, мы руки разведем.

Мы руки опустим и побежим кругом.

9.5 раунд.

Против знатоков играет герой известной сказки. Отгадайте имя сказочного героя.

Девушка эта труда не боялась,

Шила, варила, пряла, убиралась.

С помощью крестной попала на бал,

У сказки этой чудесный финал!

Ответ. Золушка

Задание: К каждому слову мужского рода добавьте только одну букву, чтобы получилось имя существительное женского рода. За каждое правильно составленное слово-по одному баллу.

Клуб-клумба

Рак-рамка

Полк-полка

Вол-воля

Гость-горсть.

Слово предоставляется жюри.

10.6 раунд

Против знатоков играет героиня сказки, отгадайте кто она?

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте, поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей,

(Василиса Прекрасная).

Задание. Разберите слова по составу. Назовите имена существительные с нулевым окончанием. За каждое слово по 1 баллу.

Лова для разбора: запах, поезда, окошко, смех.

Слово жюри.

11. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: наша игра закончена. Слово жюри. Наша игра окончена со счетом.

Учитель: спасибо вам за игру. Успехов вам! До новых встреч в нашем клубе знатоков русского языка!


Скачать файл