Навигация

Развитие читательской грамотности учащихся третьего класса на уроках литературного чтения

Христосова Валентина Геннадьевна
учитель начальных классов
КГУ "Полтавская средняя школа"

В статье представлен анализ внедрения программы по развитию читательской грамотности младших школьников.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 27.04.2024


Фрагмент для ознакомления

Общество не стоит на месте. Вместе с развитием и модернизации общества происходит модернизация образования. В связи с этим с 2014 года в Казахстане была введена новая система обучения учащихся общеобразовательных школ. Были переработаны и обновлены требования к знаниям и умения школьников по языковым предметам и литературе. Эти требования связаны с пониманием литературы как одного из образцов национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Требования госстандарта направлены на личностное развитие младшего школьника, при котором необходимо осознание значимости чтения, формирование представлений о мире, казахстанской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности, на систему знаний национально-культурных отображающих характер и психологические особенности личности.

Качество образования казахстанских школьников направлено на развитие навыков планомерного чтения, понимания прочитанного, применение разнообразных методик чтения, а также уметь оценивать прочитанную информацию.

Для выявления уровня сформированности навыков чтения, казахстанские школьники участвуют в международных исследованиях PISA, RILS, а также в МОДО.

По результатам исследования PISA школьники Казахстана значительно отстают по читательской грамотности от своих сверстников из стран ОЭСР. К большому сожалению, такую же неутешительную картину показывает и международное исследование PIAAC, которое охватывает участников от 16 до 55 лет. То есть читательская грамотность взрослого населения также находится на низком уровне.

Для того, чтобы устранить данную проблему, министерством образования Республике Казахстан, был разработан и внедрен в педпрактику проект «Читающая школа –читающая нация». Как говорил экс- министр образования Асхат Аймагамбетов «Чтение, или, как говорят международные эксперты, читательская грамотность – один из базовых навыков для формирования успешной личности, конкурентоспособности и умения взаимодействовать в современном обществе».

И эта проблема возникла не сегодня. Надо признать, что наши дети не только мало читают, но и плохо понимают и воспринимают прочитанный текст. Навыки анализа и формирования выводов при чтении на низком уровне. И это действительно большая проблема, которая в целом влияет на конкурентоспособность нации.

Именно поэтому, на заседании НСОД Глава государства Касым-Жомарт Токаев дал поручение кардинально изменить эту ситуацию и принять меры, чтобы мы стали читающей нацией. Читающей нацией мы можем стать только в том случае, если будем прививать любовь к чтению с младших классов. А чтобы подрастающее поколение было функционально грамотным, очень важно, чтобы дети читали художественную литературу. [1]

В трудах М.А. Пинского, А.В. Хуторского, Г.А. Цукермана Г. А. раскрыты причины, оказывающие влияние на становление читательской грамотности.

Г.И. Дергачева, А.А. Акишина, А.Д. Дейкина, В.Г. Костомаров, О.Е. Каган, Т.И. Капитонова и другие в своих трудах говорили, об способах обучения чтению, а также развитию навыков чтения.

Методы и приемы работы с текстами освещены в трудах таких педагогов как К. Ушинского, Глена Домана, А. И. Воскресенской и др.

Проводя анализ методической литературы, можно сделать вывод, что большое внимание формированию навыков чтения закладывается именно в начальном звене, что кладет большую ответственность на учителей начальных классов. Методов и приемов работы с текстами, а также направленных на формирование читательских навыков множество. Но, к сожалению, не все они адаптированы для учащихся начальных классов.

Изучая труды, педагогов-методистов по проблеме исследования мы выделили ряд противоречий:

1. с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью;

2. между имеющимся уровнем читательской грамотности и результатами проводимых исследований по оценке сформированности читательской грамотности;

3. между требованиями общества прописанных в методических рекомендациях, которые влияют на формирование читательской грамотности и недостаточно разработанными критериями, которые оценивают сформированность грамотности чтения младших школьников.

Работа над развитием читательской грамотности, в первую очередь, -это формирование положительного отношения школьников к чтению, а также развитие осознанного стремления к более глубокому познанию информации. На первый план выходит осознанность образовательной  необходимости.

Построение эффективной модели использования методов и приемов обучения формирует совершенно новую структуру организации учебного процесса, результативность которого способствует развитию читательской грамотности учащихся. Следовательно, только при условии формирования положительной мотивации у учащихся к чтению и преодолению трудностей в новых условиях, осознания значимости умений грамотно читать, правильного восприятия информации возможно успешное развитие читательской грамотности учащихся.

После изучения теоретического материала по исследуемой проблеме нами были выделены особенности понятия читательская грамотность. Многие исследователи акцентируют свое внимание на том, что читательская грамотность тесно связана с личными интересами человека, его психологией и ранее полученным опытом. Из чего можно заключить, что грамотность чтения будет развиваться, если в центре внимания будет находиться индивидуальная направленность учащегося.

Для решения проблемы развития читательской грамотности невозможно без определения критериев её оценивания, а также подбора инструментария, которые позволит реализовать поставленные цели.

Необходимо систематически работать над решением заявленной проблемы, а не пытаться выполнить нормативы исследований на определенной ступени образования. Только тогда ученики будут действительно функционально грамотными, что является важнейшим условием их успешной социализации. Нами были изучены факторы, которые влияют на формирование и развитие читательской грамотности, они были учтены при планировании и проведении опытно-экспериментальной работы. Решение проблемы развития читательской грамотности невозможно без определения критериев её оценивания, а также подбора инструментария, которые позволит реализовать поставленные цели, поэтому нами были составлены критерии оценивания читательской грамотности учащихся 3 класса на основе Типовой учебной программы.

Проанализировав теоретические и практические исследования, мы

создали программу развития читательской грамотности в 3 классах, благодаря которой возможно решение данной проблемы: во-первых, выявлены возможности методов и приемов обучения в развитии читательской грамотности учащихся; во-вторых, подобраны методы и приемы в соответствии с обозначенными навыками и задачами; в-третьих, определены критерии и показатели результативности использования данной программы.

На основании эмпирического исследования, проводимого в школе КГУ «Средняя школа №4 г. Тайынша» следует отметить, что применяются активные методы обучения и проводится работа по формированию функциональной грамотности учащихся. Но не систематически. Нами было проведено исследование уровней читательской грамотности учащихся 3-его класса, а в последствии и 4х классов. Как оказалось, уровень читательской грамотности низкий.

Как упоминалось выше, одним из организационно-педагогических условий является разработанная программа использования методов и приемов, направленных на формирование читательской грамотности.

В обязательном порядке были определены критерии оценивания эффективности данной программы: количественные (качества знаний по предметам и норма выполнения техники чтения) и качественные (уровень развития читательской грамотности учащихся). Сама программа апробировалась в течение года, однако положительные результаты дали возможность преобразовать данную программу и продолжить работу в данном направлении в других классах. После апробации программы было проведено повторное исследование по раннее заявленным параметрам. Как показала диагностика, изменился уровень читательской грамотности учащихся, что положительно сказалось на качестве образования, на познавательной активности не только на уроках русского языка и литературы, но и на других предметах, а также желании учащихся изучать больше информации и работать над созданием собственных текстов.

Проведенное опытно–экспериментальное исследование подтвердило актуальность и правомерность обращения к данной проблематике. Данный вывод подтвердили методы исследования: беседы, наблюдение, диагностика.

Таким образом, проведенная работа позволила развить читательскую грамотность учащихся младшего звена, о чем свидетельствуют данные сравнительной диагностики. В процессе использования методов и приемов обучения как средства развития читательской грамотности учащихся младшего звена должны, как показали выводы теоретической и экспериментальной части нашего исследования, быть реализованы организационно-педагогические условия, заявленные в гипотезе.

Список использованной литературы

1. Аналитический отчет «Основные результаты международного исследования «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS-2006» / http://www.centeroko.ru/

2. Пинская М.А. Анализ учебных пособий для начальной школы // Вопросы образования. – 2009. – №1. – с. 137-162.

3. Кулаева Г. М. Стратегии, приёмы и инструментарий работы с учебным сплошным и несплошным текстом на уроках гуманитарного профиля в средней школе: методические рекомендации для учителей средней школы. Оренбург: Оренбургская книга, 2021. 68 с.

4. Пинская М.А., Тимкова Т.В., Обухова О.Л. Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности младших школьников? По материалам анализа результатов PIRLS-2006 // Вопросы образования. – 2009. – №2 – с. 87-108.

5. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.

6. Чудинова В. П. Читательская грамотность и поддержка чтения: опыт разных стран. URL: http://www.unkniga.ru/ kultura/7134-chitatelskaya-gramotnost-i-podderzhka-chteniyaopyt-raznyh-stran.html (дата обращения: 25.05.2023).

7. Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. – 2007. – №4. – с. 240-267.


Скачать файл