Навигация

Современные тенденции вокального обучения

Рыбакина Ирина Ингюновна
руководитель хора, педагог эстрадного вокала и фортепиано
Школы "Лицей "Туран"

21 век внес много изменений в нашу жизнь, в том числе и в музыкальную. И это не плохо, мы развиваемся, совершенствуемся в нашей любимой профессии.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 04.11.2022


Фрагмент для ознакомления

Музыка и пение всегда привлекали людей всех возрастов и профессий, горожан и сельских жителей. Но если в прежние годы 20 века люди тянулись больше к народным, застольным песням, патриотического содержания, песням академического звучания, о Родине, то 21 век внёс большие изменения во вкусы и духовные потребности людей. И, конечно, это не могло не отразиться на современной эстраде.

Как показывает практика, из всего многообразия музыкальных жанров, дети школьного возраста отдают предпочтение в большинстве случаев именно эстрадным песням. Популяризация детских музыкальных проектов, таких, как " Голос дети", " Ты супер ", " Евровидение" играет в этом большую роль.

Эстрадный вокал на данный момент- одно из самых востребованных направлений в музыке.

Но, к сожалению, в музыкальных учебных заведениях большая роль всегда отводилась академическому и народному вокалу, и только в последние десятилетия возникли "эстрадно- джазовые" отделения и факультеты для подготовки вокалистов, желающих исполнять что- то иное, чем классику и народную музыку. Таким образом, год за годом ряды педагогов эстрадного вокала пополняются.

Как правило, обучение вокалу проходит в форме индивидуальных занятий, на которых все внимание педагога адресуется конкретному ученику.

На первом ознакомительном занятии педагог проверяет музыкальный слух ребёнка, чувство ритма, координацию голоса и слуха, диапазон голоса, тембр и т.д. И если выявляются проблемы, причинами их могут быть: -Нарушение координации между слухом и голосом;

  • Плохо развитый музыкальный слух;
  • Неуверенность в себе, стеснительность;
  • Нарушения, связанные с отклонениями от норм в органах слуха или голосовом аппарате;
  • Крикливое пение, подражание;
  • Но это не является поводом для отказа от занятий.

Также причиной нечистого интонирования может служить плохая артикуляция. Уже после нескольких занятий над дикцией и артикуляцией, когда дети начинают правильно открывать рот, эти недостатки уходят. В моей практике бывают ученики, которые на первых уроках не интонируют, а к концу учебного года поют довольно чисто и владеют некоторыми вокальными приемами и техниками, такими, как штробас, йодль, гортанное вибрато, динамикой, выразительностью исполнения.

Одним из вопросов, волнующих многих педагогов, является выбор детского песенного репертуара. Часто педагог включает в репертуар детей произведения для взрослых исполнителей, желая показать результат своей работы. В этом плане показательными являются различные вокальные конкурсы, где дети поют, не понимая смысловой нагрузки и эмоциональности исполняемого произведения.

Легко ли овладеть основами вокальной техники? Если голос "поставлен" от природы, то легко. Очень редки те счастливцы, у которых гортань анатомически удачно построена и организована для пения. Им не требуется особых приспособлений для перехода от речи к пению. Для большинства же такой переход сопряжен с поисками приспособлений гортани.

В большинстве случаев пению учатся долго. Петь учит практика.

В процессе изучения эстрадного вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Какие же технологии может применять в своей работе педагог вокала?

Я начинаю свои занятия с артикуляционной гимнастики, активности артикуляционного аппарата при различных нюансах, разучивание скороговорок ( дети их очень любят), упражнения с гортанью ( слоги " ыс"-"ыс", ха-ха, хэ-хэ и т.д. на 6 гласных букв алфавита), объясняю важность органа- гортани, которая помогает нам украшать пение, благодаря своей подвижности и правильной работе. Далее постановка нижнереберно -диафрагматического дыхания, затем вокальные упражнения и распевки, каждое из которых преследует определённую цель и задачу. Распевка - это основа постановки голоса, фундамент исполнительского мастерства. Это не просто разогрев вокальных связок.

Представления о правильном певческом звучании чаще всего осуществляются на основе звукового показа, словесности описания правильного звучания и оценки получившегося звука педагогом. Такие технические средства обучения, как компьютер, видеокамера, смартфон помогают мне на занятиях. Ученик получает возможность услышать свой голос со стороны и оценить его вместе со мной. Следующий этап урока- работа над произведением- песней. Вот здесь и требуется применение знаний, полученных на прежних разделах занятия: правильное дыхание, опора, звукоизвлечение, фразировка, голосоведение, дикция и артикуляция, при этом знание текста и понимание смысла произведения, выразительность исполнения, артистизм.

Советская эстрада 20 века не отличалась разнообразием вокальных техник, даже пение в головном резонаторе высоких нот [фальцет в женском пении] считалось недостатком, хотя пение микстом присутствовало, но, конечно, доминировало пение в грудном резонаторе. То же можно сказать и об артистизме исполнителей, которые стояли на сцене, не сдвинувшись с места до конца песни.

Сейчас же пение в головном регистре очень разнообразит репертуар и вокальные возможности, пение фальцетным субтоном украшает и добавляет чувственности.

После того, как репертуар выучен, мы приступаем к разучиванию танцевальных движений, без которых песня не будет раскрыта полностью.

Современные технологии настолько кардинально меняют нашу повседневную жизнь, что уже сложно представить себе существование без многих технологических устройств. Уровень развития информационно коммуникационных технологий позволяют каждому найти массу информации по тому или иному предмету, важно при этом выбрать нужную информацию и правильно её использовать. Современные тенденции развития общества вынуждают искать кардинально новые методы преподавания. Современная эстрадная вокальная музыка отличается не только гармоническим, мелодическим и ритмическим своеобразием, но и своими законами аранжировки. Поэтому требования к исполнителям эстрадного вокала возрастают. Большинство современных детей и подростков раскрепощенно чувствуют себя в любой обстановке, в том числе на сцене. Занятия эстрадным вокалом помогают ребёнку сориентироваться в сложном мире, расширяют представления о мире и людях, облегчают процесс прохождения социальной адаптации, помогают ему в сложном и неоднозначном процессе самосознания.

Именно творческие способности, развитые благодаря занятиям вокала, стимулируют формирование особых качеств ума: наблюдательности, умению сопоставлять, анализировать, находить связи и зависимости - качеств, необходимых любому молодому человеку 21 века.


Скачать файл