Навигация

Исследовательская деятельность младших школьников

Масакбаева Жанар Сатбековна
учитель начальных классов
КГУ "Средняя общеобразовательная школа №4" отдела образования города Экибастуза, управления образования Павлодарской области

В статье я делюсь опытом работы по организации исследовательской деятельности младших школьников. Учёба в школе предполагает не только ежедневные уроки, но и внеурочную деятельность учителей и школьников. Дети от природы любознательны и полны желания узнавать что-то новое, неизведанное. Младшие школьники как раз в том периоде обучения, когда у них активно проявляется стремление к творчеству, к интенсивной познавательной деятельностью. Важно правильно выстроить маршрут исследования с учётом способностей ученика, актуальности темы и нацелить на конечный результат.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 02.03.2024


Фрагмент для ознакомления

У каждого ребёнка есть свои способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания узнавать что-то новое, неизведанное. Младшие школьники как раз в том периоде обучения, когда у них активно проявляется стремление к творчеству, к интенсивной познавательной деятельностью.

Очень много зависит от учителя начальной школы: умение заинтересовать детей нестандартной деятельностью, исследованием какой-то области жизни. Правильно организованная исследовательская деятельность младших школьников формирует способность самостоятельно мыслить, анализировать, сопоставлять, сравнивать, экспериментировать, делать выводы.

Работу над исследовательскими проектами следует начинать с выбора направления, темы, актуальности.

Я обучаю своих коллег организации исследовательской деятельности младших школьников. Есть определённый алгоритм работы над проектом. Прежде всего надо учитывать возрастные особенности детей. Детям под силу самостоятельное выполнение проектов, которые организуются внутри одного класса, на начальном этапе, и могут выходить за рамки класса («параллель» классов, все начальные классы и иногда общешкольные проекты). В связи с тем, что в начальной школе у ребенка только начинает развиваться непроизвольное внимание, исполнение долгосрочных проектов нецелесообразно. Наиболее оптимальными являются краткосрочные проекты, так как дети младшего школьного возраста, увлекшись идеей проекта, ориентируются на достижение скорого и реального результата.

Как определить тему проекта?

Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой учитель сам лучше всего разбирается. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.

Этапы работы над проектом.

1. Выбор темы.

2. Постановка цели и задач.

3. Гипотеза исследования.

4. Организация исследования.

5. Подготовка к защите и защита работы.

Цель исследования – идеальное видение результата, это, чего хочет достичь учащийся в своей исследовательской работе.

Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем она детализируется (разбивается) в задачах.

Важно помочь юному исследователю чётко сформулировать цель, чтобы выделить вопрос, на который мы хотим дать ответ.

Задачи – это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной шаги. Фактически, задачи – это уточнение плана исследования.

Они формулируются глаголами:

- прочитать, изучить;

- ознакомиться, уточнить понимание;

- анкетировать, интервьюировать;

- наблюдать, измерить, измерить, систематизировать;

- выявить, сравнить, проанализировать.

Следующий шаг в исследовании – выдвижение гипотезы. Слово «гипотеза» в переводе с греческого означает «предположение». Гипотеза обычно формулируется словами «Если …, то…, так как …», или «Это возможно, если …». Гипотеза в результате исследования может подтвердиться полностью или частично, или не подтвердиться.

Методы исследования: сбор информации, анкетирование, тестирование, опрос и анализ собранной информации, а также наблюдения, измерения, эксперименты, опыты. Очень важно вести дневник наблюдений, особенно когда результаты исследования измеримы, сопоставимы, их можно сравнить, а затем проанализировать.

Заключительный этап – представление, защита исследовательского проекта. Смысл представления в том, что школьник должен убедить слушателей (жюри, учителя, участников конференции, зрителей) в значимости, важности, актуальности своего исследования. Выступление должно быть кратким, лаконичным, наглядным, информативным.

В начальных классах учащиеся еще не умеют работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, буклет, поделка, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, выставка, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача, научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально - творческая игра.

Учитель руководит и направляет учащихся на протяжении всей исследовательской деятельности до конечного результата. Очень повышает самооценку ученика публикация работы в периодических изданиях, на образовательных сайтах. Важный принцип организации исследовательской деятельности я заключила цитатой Конфуция:

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю».


Скачать файл