Навигация

Рабочая программа кружка "Литературный калейдоскоп"

Бабенко Лидия Тимофеевна
учитель начальных классов
КГУ "Общеобразовательная школа с.Капитоновка"

Авторская программа рекомендована для учащихся 4 классов, а также учителей и родителей, стремящихся помочь ребёнку освоить и развить функциональную грамотность, больше узнать о биографии выдающихся литературных деятелей и их творчестве. Целями реализации программы являются использование различных методов реализаций знаний, знакомство с биографией поэтов и писателей, обеспечение литературного развития младших школьников, выработка художественного вкуса, формирование культуры общения. Содержание авторской программы соответствует учебным целям предмета литературное чтение, обновленного содержания образования Республики Казахстан.


Скачать файл

Рубрика: ШКОЛА-Литература | 4 класс Дата: 07.01.2023


Фрагмент для ознакомления

Сегодня ведётся серьёзная работа по привлечению внимания к проблемам чтения, так как отмечается снижение интереса к нему. Чтение призвано развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения, а также потребность пользоваться литературой в течение всей жизни. Литературный кружок способствует развитию самостоятельной творческой активности учащихся, раскрывает перед ними премудрости пользования материалом. Программа кружка преследует цель убеждения ребёнка в необходимости освоения грамотности и вызывания у него устойчивого интереса к книге. В задачи кружка «Литературный калейдоскоп» входит:

-Обучение школьников навыкам грамотного обращения с книгой.

- Привитие потребности в чтении, как источнике информации.

- Пробуждение фантазии читателя, умение размышлять, способствовать творческому развитию личности учащихся.

-Развитие навыков общения, толерантности. Выработка нравственных представлений о нормах этикета, навыков культуры поведения.

-Формирование заботливого отношения к людям, своим сверстникам, уважительного отношения к старшим, бережного отношения к животным, окружающей природе.

-Формировать у детей умение перевоплощаться, изображать различные сцены из жизни, художественных произведений развивать мимические способности детей, артистизм.

-Учить детей быть общительными, вести беседу, выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.

-Формировать у детей умение выбирать из огромного количества печатной продукции приемлемую их возрастным интересам, общему развитию, необходимую литературу, учить относится критически к информации, помещенной в некоторых периодических изданиях. Работа, проводимая по формированию читательского интереса. Процесс всей учебно-воспитательной работы должен быть пронизан постоянным знакомством учащихся с детскими книгами и обращениям к книгам при каждом удобном случае.

Работая с детской книгой, приучаю детей к последовательности читательских действий: вначале книгу рассматриваем, знакомимся с автором, вспоминаем произведения уже знакомые нам, предполагаем, о чем может быть эта книга, о чем обычно пишет данный автор. Затем, рассматривая иллюстрации, изучая содержание книги, подтверждаем или опровергаем свои догадки. Дети по оглавлению выбирают произведение, которое каждому хотелось бы прочесть, мотивируют свое желание, предполагают, о чем это произведение. Только после этого дети читают понравившееся произведение с последующей проверкой своих читательских ожиданий. В библиотеке постоянно организуются выставки художественной литературы. Все это позволяет ненавязчиво вводить детей в разнообразный мир книг, будить интерес к книгам, создавать условия для осознания детьми своих личных возможностей при осуществлении читательской деятельности. Для формирования у детей положительной мотивации обращения к книге соблюдаются некоторые педагогические условия: - поощрение ребенка за любой видимый успех; -создание ситуации для проявления детьми успехов в читательской деятельности, когда ребенок прилагает усилия; Новизна занятий в кружке достигается путем постоянной организации творческой деятельности на основе книги. Настоящий успех приходит тогда, когда все основано на инициативе каждого ребенка. Главное наличие желания выплеснуть свои чувства, эстетические впечатления, родившиеся в процессе общения с книгой, поделиться ими с другими людьми.

Моя задача – создать максимально благоприятные для этого условия. Методы и формы проведения занятий Беседа и обсуждение, выразительное чтение и рассказывание, литературные и ролевые игры, заочные путешествия, исследования, выставки и презентации книг, литературные слушания, мультипликационные фильмы по произведениям детских писателей, творческие задания литературного и изобразительного характера, экскурсии, викторины, конкурсы. Заставить ребенка читать насильно, конечно, можно, но это не принесет желаемых результатов. Ребенок имеет право читать, имеет право и не читать. Самому ребенку с его малым жизненным опытом этот выбор осуществить очень сложно.

Кружок – собрание единомышленников. Возможность организации кружка при библиотеке, дает библиотекарю возможность реализовать профессиональное творчество.

Вывод: данный кружок стал для его членов интересным местом проведения досуга.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Каждый день, в мире появляется много нового и интересного, для кого-то абсолютно неизвестного. Не только дети, но и взрослые люди зачастую задаются вопросами «А знаю ли я это... Смогу ответить или выполнить...» Наша жизнь настоятельно просит свежих раскладов, креативных и правильных идей в обучении и преподавании.

 Главная задача в рамках перехода к новым образовательным стандартам – создать в школах условия для вовлечения в систему дополнительного образования всех обучающихся, расширяя спектр самореализации, возможность узнать что-то новое и проявить себя как личность. Когда я прихожу в школу и видя детские глаза с огромным количеством вопросов, сталкиваюсь с трудностями и проблемами, как правильно и доступно предложить учебный материал, как вызвать интерес к образовательному процессу, как помочь научиться получать нужную информацию, как поддерживать благополучие учеников в команде обучения и относящихся к нему профессионалов. Порой для понимания и осознания уходит много драгоценного времени. По моему мнению, учитель призван вершить чудеса, которых ждут от него дети. И это происходит, если правильно смоделированы условия, при которых учащиеся могут получить максимально доступный необходимый объём знаний.

Я стараюсь не оставаться в стороне, а улучшить своё преподавание, чтобы дети свободно и независимо выражали свое мнение. Самостоятельно отстаивали свою точку зрения, получали образование, не просто выражали, а могли всегда привести доказательства и применить полученные знания на практике. Это говорит о том, что я должна давать детям возможность работать самостоятельно, обсуждать учебный материал в паре, в группе, и коллективе. Ведь при общении друг с другом, дети познают что то новое, интересное, развивают свое логическое мышление, учатся друг у друга анализируя процесс. Размышляя по внедрению программы, меня посетила мысль, что настало время мыслить, работать и действовать по-новому.

Внеурочная деятельность дает возможность вовлечь обучающихся в системную исследовательскую, проектную деятельность, охватывающую большой объем предметного материала, ориентированную на формирование в первую очередь личностных результатов школьников – создание ситуации творческого саморазвития, расширить свой кругозор.

Курс кружка «Литературный калейдоскоп» разработана в соответствии с возрастными особенностями младших школьников и требованиями общеобразовательного стандарта общего образования, а так же с опорой на предметную программу основного общего образования по предмету «Литературное чтение». Программа рассчитана на 1 год, 34 занятия, из расчёта 1 занятие в неделю и предназначена для учащихся 4 класса.

Занятия проводятся в форме бесед, чтения произведений, внеклассных мероприятий, конкурсов, заучивания произведений, знакомство с биографией писателей и поэтов. Продолжительность одного занятия не менее 30 минут.

Кружковая деятельность позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, его способностей, более полно удовлетворить познавательные и жизненные интересы учащихся.

В каждом занятии прослеживается три этапа:

- теоретический – на данном этапе учащиеся знакомятся с биографией писателя;

- практический – работа с произведением;

- методы реализации – игры, проект, сочинение, рисунки, заучивание, чтение перевёртыш, каллажирование, сценки, выразительное чтение, кластер.

Цели реализации курса:

- использовать различные методы реализации знаний;

- знакомство с биографией поэтов и писателей;

- обеспечение литературного развития младших школьников;

- выработка художественного вкуса;

- формирование культуры общения.

Цели курса достигаются в результате решения следующих задач:

- развивать у учащихся способность полноценно воспринимать художественные тексты, сопереживать героям, эмоционально реагировать на сюжеты из произведений;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- работать с различными видами текстов;

- создавать условия для формирования потребностей в самостоятельном чтении произведений различных поэтов и писателей;

- обогащать чувственный опыт учащихся, их представления об окружающем мире и природе;

- формировать умение воссоздать художественные образы литературных героев, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление.

- развивать поэтический слух у ребят, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

К техническим средствам обучения относятся:

  • DVD- плеер,
  • магнитофон,
  • телевизор,
  • компьютер
  • проектор
  • документ-камера

Приоритетной целью данной программы является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средство самообразования. Читательская компетентность определяется:

  • владением техникой чтения
  • приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения
  • знанием книг и умением их выбирать
  • сформированностью духовной потребности в книге и чтении
  • созданием на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг

Задачи курса:

Обучающие

  • совершенствование навыка чтения
  • увеличение словарного запаса
  • формирование системы читательских умений и навыков
  • формирование системы теоретико-литературных знаний и умений, пользование ими на практике
  • формирование потребности к самостоятельной работе при знакомстве с литературными произведениями

Развивающие

  • развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать
  • развитие у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное
  • развитие воображения и мышления
  • развитие устной и письменной речи
  • развитие творчества и умения работать над проектами

Воспитывающие

  • нравственное и эстетическое воспитание
  • воспитание художественного вкуса
  • воспитание личности со свободным и независимым мышлением

Формы проведения занятий

Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению можно использовать разные формы организации занятий:

  • занятие-диспут;
  • занятие-спектакль;
  • занятие-праздник;
  • занятие-интервью;
  • интегрированное занятие;
  • викторины
  • поисковые научные исследования
  • конференция;
  • устный журнал;
  • конкурсы;
  • литературные встречи;
  • литературная гостиная;
  • литературная игра
  • круглый стол

Чтобы позиция детей не оставалась пассивной, предлагаются следующие виды занятий:

  • самостоятельная работа по подготовке к литературным практическим занятиям (индивидуальная и групповая)
  • практические занятия с элементами игры
  • литературная игра как результат проектной деятельности

Технология проведения литературных игр и других форм работы поставит в активную позицию всех соучастников процесса чтения: родителей, учеников, учителей, библиотекаря. Она сделает прозрачной деятельность каждого участника реализации данной программы. Значительно поднимет художественный уровень читаемой литературы, качество чтения учащихся и количество прочитанных за год каждым учеником книг.

Технология подготовки и проведения литературной игры

  • знакомство с произведением;
  • деление на команды (команды сменного состава);
  • сбор информации (биография автора, просмотр театральных постановок, посещение музеев, библиотек);
  • подготовка к литературной игре:
  • составление вопросов по содержанию;
  • создание иллюстраций;
  • составление кроссвордов;
  • оформление эмблемы;
  • подготовка отрывка или диалога наизусть;
  • инсценирование командой отрывка из произведения;
  • создание сюрпризов (творческих работ) по данному произведению.

Основные методы и технологии

- проектная деятельность

- развивающее обучение

- групповые технологии

- технология разноуровневого обучения

- технология продуктивного чтения

- коммуникативная технология

Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа в год. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 4 классов

Содержание программного материала

Программа кружка дополнительного образования «Литературный калейдоскоп» направлена на формирование ключевых компетентностей обучающихся. Она решает следующие задачи: знакомит учащихся с биографиями и произведениями поэтов и писателей разных стран, раскрывает личные качества детей, выявляет индивидуальные особенности каждого ученика, повышает уровень обученности, активно способствует развитию ключевых компетентностей обучающихся, укрепляет эстетически, способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету, позволяет добиваться творческого удовлетворения каждого ребёнка и их успешной социализации.

Занятие 1

Иван Алексеевич Бунин, знакомство с биографией и творчеством писателя, через теоретический материал, закрепление практической деятельностью учащихся совместно с учителем или родителей «На окне серебряном от инея…»

Занятие 2.

Александр Александрович Блок знакомство с биографией и творчеством писателя, через теоретический материал, закрепление практической деятельностью учащихся совместно с учителем или родителей «Снег да снег»

Занятие 3.

Михаил Михайлович Пришвин знакомство с биографией и творчеством писателя, через теоретический материал, закрепление практической деятельностью учащихся совместно с учителем или родителей «Предательская колбаса»

Занятие 4.

Александр Иванович Куприн знакомство с биографией и творчеством писателя, через теоретический материал, закрепление практической деятельностью учащихся совместно с учителем или родителей «Слон»

Занятие 5-6.

Алексей Николаевич Толстой знакомство с биографией и творчеством писателя, через теоретический материал, закрепление практической деятельностью учащихся совместно с учителем или родителей «Фофка»

Занятие 7.

Абай Кунанбаев знакомство с биографией и творчеством писателя, через теоретический материал, закрепление практической деятельностью учащихся совместно с учителем или родителей «Лето»

Занятие 8-9.

Самуил Яковлевич Маршак знакомство с биографией и творчеством писателя, через теоретический материал, закрепление практической деятельностью учащихся совместно с учителем или родителей «Сказка про козла»

Занятие 10.

Михаил Юрьевич Лермонтов знакомство с биографией и творчеством писателя, через теоретический материал, закрепление практической деятельностью учащихся совместно с учителем или родителей «Утес» «На севере диком стоит одиноко...»

Занятие 11.

Андрей Платонович Платонов знакомство с биографией и творчеством писателя, через теоретический материал, закрепление практической деятельностью учащихся совместно с учителем или родителей «Волшебное кольцо»

Занятие 12-13.

Константин Георгиевич Паустовский знакомство с биографией и творчеством писателя, через теоретический материал, закрепление практической деятельностью учащихся совместно с учителем или родителей «Заячьи лапы»

Занятие 14.

Сергей Александрович Есенин знакомство с биографией и творчеством писателя, через теоретический материал, закрепление практической деятельностью учащихся совместно с учителем или родителей «Разгулялась Вьюга…»

Занятие 15-16.

Георгий Алексеевич Скребицкий знакомство с биографией и творчеством писателя, через теоретический материал, закрепление практической деятельностью учащихся совместно с учителем или родителей «Кот Иваныч»

Занятие 17.

Виктор Юзефович Драгунский знакомство с биографией и творчеством писателя, через теоретический материал, закрепление практической деятельностью учащихся совместно с учителем или родителей «Дымка и Антон»

Занятие 18-19.

Николай Николаевич Носов знакомство с биографией и творчеством писателя, через теоретический материал, закрепление практической деятельностью учащихся совместно с учителем или родителей «Фантазёры»

Занятие 20.

Сергей Владимирович Михалков знакомство с биографией и творчеством писателя, через теоретический материал, закрепление практической деятельностью учащихся совместно с учителем или родителей «Школа»

Занятие 21.

Борис Владимирович Заходер знакомство с биографией и творчеством писателя, через теоретический материал, закрепление практической деятельностью учащихся совместно с учителем или родителей «Петя мечтает», «Не везёт»

Занятие 22.

Кир Булачёв знакомство с биографией и творчеством писателя, через теоретический материал, закрепление практической деятельностью учащихся совместно с учителем или родителей «Вокруг света за три часа»

Занятие 23-24.

Бердибек Сакпабаев знакомство с биографией и творчеством писателя, через теоретический материал, закрепление практической деятельностью учащихся совместно с учителем или родителей «Меня зовут Кожа»

Занятие 25.

Олжас Сулейменов знакомство с биографией и творчеством писателя, через теоретический материал, закрепление практической деятельностью учащихся совместно с учителем или родителей «Яблоки»

Занятие 26.

Редьярд Джозеф Киплин знакомство с биографией и творчеством писателя, через теоретический материал, закрепление практической деятельностью учащихся совместно с учителем или родителей г «Рикки-Тики-Тави»

Занятие 27-28.

Уильям Сидни Портер знакомство с биографией и творчеством писателя, через теоретический материал, закрепление практической деятельностью учащихся совместно с учителем или родителей «Вождь краснокожих».

Занятие 29.

Александр Сергеевич Пушкин знакомство с биографией и творчеством писателя, через теоретический материал, закрепление практической деятельностью учащихся совместно с учителем или родителей «Вот ветер, тучи нагоняя…»

Занятие 30.

Иван Сергеевич Тургенев знакомство с биографией и творчеством писателя, через теоретический материал, закрепление практической деятельностью учащихся совместно с учителем или родителей «Воробей»

Занятие 31.

Иван Андреевич Крылов знакомство с биографией и творчеством писателя, через теоретический материал, закрепление практической деятельностью учащихся совместно с учителем или родителей «Стрекоза и муравей»

Занятие 32.

Ибрай Алтынсарин знакомство с биографией и творчеством писателя, через теоретический материал, закрепление практической деятельностью учащихся совместно с учителем или родителей «Щедрый человек»

Занятие 33-34

Александр Степанович Грин знакомство с биографией и творчеством писателя, через теоретический материал, закрепление практической деятельностью учащихся совместно с учителем или родителей «Алые паруса»

 

Учебно-тематическое планирование кружка

(34 часов, 1 раз в неделю)

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Теория

Практика

1

Иван Алексеевич Бунин «На окне серебряном от инея…»

0,5

0,5

 

2

Александр Александрович Блок «Снег да снег»

0,5

0,5

 

3

Михаил Михайлович Пришвин «Предательская колбаса»

0,5

0,5

 

4

Александр Иванович Куприн «Слон»

0,5

0,5

 

5

Алексей Николаевич Толстой «Фофка»

1

-

 

6

Алексей Николаевич Толстой «Фофка»

-

1

 

7

Абай Кунанбаев «Лето»

0,5

0,5

 

8

Самуил Яковлевич Маршак «Сказка про козла»

1

-

 

9

Самуил Яковлевич Маршак «Сказка про козла»

-

1

 

10

Михаил Юрьевич Лермонтов «Утес». «На севере диком стоит одиноко...»

0,5

0,5

 

11

Андрей Платонович Платонов «Волшебное кольцо»

0,5

0,5

 

12

Константин Георгиевич Паустовский «Заячьи лапы»

1

-

 

13

Константин Георгиевич Паустовский «Заячьи лапы»

-

1

 

14

Сергей Александрович Есенин «Разгулялась Вьюга…»

0,5

0,5

 

15

Георгий Алексеевич Скребицкий «Кот Иваныч»

1

-

 

16

Георгий Алексеевич Скребицкий «Кот Иваныч»

-

1

 

17

Виктор Юзефович Драгунский «Дымка и Антон»

0,5

0,5

 

18

Николай Николаевич Носов «Фантазёры»

1

-

 

19

Николай Николаевич Носов «Фантазёры»

-

1

 

20

Сергей Владимирович Михалков «Школа»

0,5

0,5

 

21

Борис Владимирович Заходер «Петя мечтает», «Не везёт»

0,5

0,5

 

22

Кир Булачёв «Вокруг света за три часа»

0,5

0,5

 

23

Бердибек Сакпабаев «Меня зовут Кожа»

1

-

 

24

Бердибек Сакпабаев «Меня зовут Кожа»

-

1

 

25

Олжас Сулейменов «Яблоки»

0,5

0,5

 

26

Редьярд Джозеф Киплинг «Рикки-Тики-Тави»

0,5

0,5

 

27

Уильям Сидни Портер «Вождь краснокожих»

1

-

 

28

Уильям Сидни Портер «Вождь краснокожих»

-

1

 

29

Александр Сергеевич Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…»

0,5

0,5

 

30

Иван Сергеевич Тургенев «Воробей»

0,5

0,5

 

31

Иван Андреевич Крылов «Стрекоза и муравей»

0,5

0,5

 

32

Ибрай Алтынсарин «Щедрый человек»

0,5

0,5

 

33

Александр Степанович Грин «Алые паруса»

0,5

0,5

 

34

Викторина «По страницам любимых книг».

-

1

 

Использованная литература

1. Руководство для учителя по уровневым программам (3 базовый)

2.Alexander, R. (2004) [Преподавание диалогической речи: переосмысление бесед в классе]. Cambridge: Dialogos UK. 3.Mercer, N. (1995)

3. Flavell, J.H. (1976) Metacognitive aspects of problem solving. Возрастная и педагогическая психология, под ред. ПетровскогоА.В., 1979

4.Freeman, J. (1998) Educating the Very Able. [Преподавание для очень способных].

5.Montgomery, D. (1996) Able Underachievers. [Способные «неспособные»]. London: Whurr.

6.Д. Халперн Психология критического мышления, с.138

7. Исследовательская беседа. Социокультурный подход. Мерсер.

8. А. Гин. Приемы педагогической техники

С. Мирсеитова «Обучение как поиск и поиск для обучения».

9.Mercer, N. and Littleton, K. (2007). [Диалог и развитие мышления. Социокультурный подход]. NY: Routledge.

10.Montgomery, D. (1996) Able Underachievers. [Способные «неспособные»]. London: Whurr.

11.Д. Халперн Психология критического мышления, с.138

12.Ж15 Литературное чтение: Учебник для учащихся 4 кл. 11-летней общеобразоват.шк.в 2 частях./ К.Х. Жаданова, Е.Д. Бражникова. – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015.:ил.

13. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения. / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 1992.

14. Н. Ф. Дик Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе – М.: Просвещение, 2014

15. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. – Москва, Вентана-Граф, 2002.

16. Огурцова, З. И. Метод проектов на уроках литературного чтения в начальной школе / З. И. Огурцова // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 8. – С. 25–28. 303 программных произведения для чтения в начальной школе. – М.: Дрофа, 2000. – 560 с.: ил.

Электронные ресурсы:

http://infourok.ru

images.yandex.ru

ped-kopilka.ru

nsportal.ru›nachalnaya-shkola

https://ru.wikipedia

http://viki.rdf.ru

http://nsc.1september.ru

http://nachalka.info

http://fcior.edu.ru

 


Скачать файл