Навигация

Жилин и Костылин - два характера, две судьбы

Калимова Алма Жебисбаиевна
учитель русского языка и литературы
КГУ "Беловская средняя школа"

Урок по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" противопоставление главных героев Жилина и Костылина, нравственные качества: честь, дружба, достоинство.


Скачать файл

Рубрика: ШКОЛА-Литература | 6 класс Дата: 23.06.2023


Фрагмент для ознакомления

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

6.2.4.1 анализировать эпизоды драматических и прозаических произведений, важные для характеристики главных героев;

6.2.9.1 писать творческие работы (мини-сочинение на литературные темы, сравнительные характеристики), выражая свое понимание прочитанного, используя изобразительные средства языка.

Цель урока

 

 охарактеризовать главных героев рассказа ЛН. Толстого «Кавказский пленник» Жилина и Костылина с помощью вопросов на примере 4 эпизодов в течение 20 минут;

написать письмо герою (7-8 предложений), используя антитезу, эпитеты, метафоры в течение 10 минут.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Вызов (6)

Приветствие. Здравствуйте, ребята, сегодня я желаю вам хорошей плодотворной работы на нашем уроке.

Мы познакомились с замечательным рассказом ЛН.Толстого «Кавказский пленник», в котором раскрываются очень важные общечеловеческие проблемы.

Подведение к теме урока

Прием «Даймонл»

--------------

Жизнелюбивый, целеустремленный.

Стремиться, помогает, выживает.

Заслуживает уважение; падает духом.

Раскисает, сдается, не стремится.

---------------

- о каких героях идет речь?

- какого героя вы назовете оптимистом, какого – пессимистом?

Давайте разберемся в значении данных слов.

Деление на группы.

А сейчас разделимся на две группы по словам: добрый, стойкий, жизнелюбивый, целеустремленный, активный;

Пассивный, слабый, мрачный, негативный, злой.

Какого человека характеризуют первые прилагательные?

Вторая группа прилагательных? Оптимист и пессимист.

Определения на слайде.

- предложите название урока

 

Тема урока: «Антитеза Жилина и Костылина».

Какую цель перед собой ставите?

 

Цель: охарактеризовать главных героев рассказа на примере 3-4 эпизодов в течение 20минут;

написать письмо герою (7-8 предложений), используя антитезу, эпитеты, метафоры в течение 10 минут.

 Создание положительного эмоционального настроя для работы на уроке.

 

Выражают мнение о рассказе. Примерные ответы: о доброте, войне, о трудной ситуации, в которой может оказаться каждый человек…

 

 

Учащиеся называют главных героев по их характеристике.

Жилин, Костылин.

 

 

 

 

 

 

 

Делятся на две группы по прилагательным, характеризующим героев рассказа.

Учащиеся дают определение словам «оптимист» и «пессимист».

 

 

Называют тему урока: «Жилин-оптимист, Костылин –пессимист».

 

 Формулируют цель урока. Мы рассмотрим жизненную позицию каждого из героев, сравним их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесная похвала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

Слайд1

 

 

 

 

Слайд2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

Слайд 5

 

 Середина урока

 

Осмысление:

 

 

 

 

(5м)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(20м)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(10)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторение теории литературы.

1.Прием «Щадящий опрос». Учитель задает 1 вопрос первому варианту. Учащиеся дают ответ. Учитель озвучивает правильный ответ. Ученик второго варианта сравнивает и отмечает в карточке, правильно ли первый ученик дал ответ:

  1. Дайте определение рассказу – были.
  2. Какова основная мысль рассказа?
  3. Кого можно назвать главным героем рассказа?
  4. Назовите второстепенных героев.
  5. Какие художественные средства использует автор для характеристики героев?
  6. Является ли фраза «закатился, что есть духу к крепости» метафорой?
  7. Можно ли слова «грузный, толстый, весь красный» считать эпитетами?
  8. Что такое антитеза?

2. Ребята, вы внимательно читали рассказ, анализировали эпизоды, сейчас я предлагаю провести небольшую исследовательскую работу, которая позволит вам охарактеризовать более точно героев с разных сторон, используя цитаты текста. Для работы нам необходимо распределить обязанности в группе: лидер, художник, три ассистента.

Стратегия «Паутина».

Учитель дает по группах листы со схемами и определенными направлениями. Учащиеся находят по тексту цитаты:1 группа - «Образ Жилина», 2 группа - «Образ Костылина». На отдельной карточке - план характеристики героя. Приложение1

1. средства художественной выразительности изображения героев - метафоры, эпитеты, сравнения;

2. прием говорящих фамилий;

3. поведение героев во время погони;

4. взаимотношения с людьми в ауле

5. портрет;

6. качества характера героев;

7. поступки и поведение героев в плену.

8.отношение к дружбе.

Заполняют ниточки паутинки вместе, советуясь друг с другом, обращаясь к тексту.

Лидер группы наблюдает за работой группы и, используя дескрипторы, оценивает каждого.

3.Выступление команд, защита постера.

4.Фронтальная беседа по вопросам.

С кем бы вы хотели дружить? Кто настоящий друг в рассказе?

Кто не подведет в трудной ситуации? А как в жизни проявляется настоящая дружба? Какими качествами должен обладать настоящий друг? Какие советы вы могли бы дать Костылину?

5. Письмо герою.

Напиши письмо, в котором нужно передать свои мысли и чувства героям Жилину и Костылину. (Восхищение, советы). Чтение в классе эссе учащимися. (60 слов).

6.Подводим итоги.

Чему учит рассказ Толстого? Какие жизненные уроки можно извлечь из него для себя? Выводы.

 

Ученик 1-го варианта отвечает, ученик 2-го варианта проверяет правильность ответа, отмечает в оценочный лист.

 

 

Ученик: «Короткое произведение о невероятном происшествии, имевшем место в жизни».

Ученик: «Показать характеры героев в трудной ситуации»

Ученик: «Жилин и Костылин»

Ученик: «Дина, жители аула, старик»

Ученик: «Эпитет, метафора, антитеза»

Ученик: «Да, является»

Ученик: «Можно»

Ученик: «Антитеза – это прием, который позволяет увидеть противоположные черты характера героев»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют ниточки

паутинки вместе, советуясь друг с другом, обращаясь к тексту.

Лидер группы наблюдает за работой группы, подсказывает и, используя дескрипторы, оценивает каждого.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выходят и характеризуют героя по записанным цитатам. Делают выводы.

 

Учащиеся отвечают на вопросы, делают умозаключения, связывают поднятые в рассказе нравственные понятия с современной действительностью, готовятся к написанию эссе.

 

 

Ученики пишу творческую работу Желающие читают в классе.

 

Делают выводы, кто из героев является по-настоящему сильным и добивается своей цели?

 

Учитель фиксирует работу детей и заносит в оценочный лист баллы за ответы.

 

 

Лидер наблюдает за работой группы и, используя дескрипторы, оценивает каждого, выставляет баллы в оценочный лист. Приложение 2

 

 

 

Приложение 4.

Приложение 5

 

 

 

Лидеры наблюдают за ответами членов своей команды, по дескрипторам выставляют баллы.

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание учителем по дескрипторам.

Приложение 3.

 

 

Беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поисковое чтение

Метод «Паутинка»

Исследование текста, анализ эпизодов.

 

 

 

 

Коллективная работа.

 

 

 

 

 

 

Критическое мышление.

Подготовка к эссе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

Творческая работа

эссе

 

 Подведение итогов урока (4 мин)

 

 

 

Рефлексия.

Учитель просит закончить высказывания

Сегодня мне было интересно…

Работа над заданием помогла мне…

Самым сложным для меня было…

Домашнее задание: повторить термины по разделу, повторить содержание рассказа, подготовиться к сору.

Учитель выставляет общее количество баллов и выставляет оценки Приложение.

 

Ученики показывают умение обосновывать свою деятельность.

 

Самооценивание

 

Слайд7

 

Слайд 8


Скачать файл