Калимова Алма Жебисбаиевна
учитель русского языка и литературы
КГУ "Беловская средняя школа"
Урок по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" противопоставление главных героев Жилина и Костылина, нравственные качества: честь, дружба, достоинство.
Рубрика: ШКОЛА-Литература | 6 класс Дата: 23.06.2023
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
6.2.4.1 анализировать эпизоды драматических и прозаических произведений, важные для характеристики главных героев; 6.2.9.1 писать творческие работы (мини-сочинение на литературные темы, сравнительные характеристики), выражая свое понимание прочитанного, используя изобразительные средства языка. |
||||
Цель урока
|
охарактеризовать главных героев рассказа ЛН. Толстого «Кавказский пленник» Жилина и Костылина с помощью вопросов на примере 4 эпизодов в течение 20 минут; написать письмо герою (7-8 предложений), используя антитезу, эпитеты, метафоры в течение 10 минут. |
||||
Ход урока |
|||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Оценивание |
Ресурсы |
|
Вызов (6) |
Приветствие. Здравствуйте, ребята, сегодня я желаю вам хорошей плодотворной работы на нашем уроке. Мы познакомились с замечательным рассказом ЛН.Толстого «Кавказский пленник», в котором раскрываются очень важные общечеловеческие проблемы. Подведение к теме урока Прием «Даймонл» -------------- Жизнелюбивый, целеустремленный. Стремиться, помогает, выживает. Заслуживает уважение; падает духом. Раскисает, сдается, не стремится. --------------- - о каких героях идет речь? - какого героя вы назовете оптимистом, какого – пессимистом? Давайте разберемся в значении данных слов. Деление на группы. А сейчас разделимся на две группы по словам: добрый, стойкий, жизнелюбивый, целеустремленный, активный; Пассивный, слабый, мрачный, негативный, злой. Какого человека характеризуют первые прилагательные? Вторая группа прилагательных? Оптимист и пессимист. Определения на слайде. - предложите название урока
Тема урока: «Антитеза Жилина и Костылина». Какую цель перед собой ставите?
Цель: охарактеризовать главных героев рассказа на примере 3-4 эпизодов в течение 20минут; написать письмо герою (7-8 предложений), используя антитезу, эпитеты, метафоры в течение 10 минут. |
Создание положительного эмоционального настроя для работы на уроке.
Выражают мнение о рассказе. Примерные ответы: о доброте, войне, о трудной ситуации, в которой может оказаться каждый человек…
Учащиеся называют главных героев по их характеристике. Жилин, Костылин.
Делятся на две группы по прилагательным, характеризующим героев рассказа. Учащиеся дают определение словам «оптимист» и «пессимист».
Называют тему урока: «Жилин-оптимист, Костылин –пессимист».
Формулируют цель урока. Мы рассмотрим жизненную позицию каждого из героев, сравним их.
|
Словесная похвала
|
Презентация Слайд1
Слайд2
Слайд3
Слайд 4
Слайд 5
|
|
Середина урока
Осмысление:
(5м)
(20м)
(10)
|
Повторение теории литературы. 1.Прием «Щадящий опрос». Учитель задает 1 вопрос первому варианту. Учащиеся дают ответ. Учитель озвучивает правильный ответ. Ученик второго варианта сравнивает и отмечает в карточке, правильно ли первый ученик дал ответ:
2. Ребята, вы внимательно читали рассказ, анализировали эпизоды, сейчас я предлагаю провести небольшую исследовательскую работу, которая позволит вам охарактеризовать более точно героев с разных сторон, используя цитаты текста. Для работы нам необходимо распределить обязанности в группе: лидер, художник, три ассистента. Стратегия «Паутина». Учитель дает по группах листы со схемами и определенными направлениями. Учащиеся находят по тексту цитаты:1 группа - «Образ Жилина», 2 группа - «Образ Костылина». На отдельной карточке - план характеристики героя. Приложение1 1. средства художественной выразительности изображения героев - метафоры, эпитеты, сравнения; 2. прием говорящих фамилий; 3. поведение героев во время погони; 4. взаимотношения с людьми в ауле 5. портрет; 6. качества характера героев; 7. поступки и поведение героев в плену. 8.отношение к дружбе. Заполняют ниточки паутинки вместе, советуясь друг с другом, обращаясь к тексту. Лидер группы наблюдает за работой группы и, используя дескрипторы, оценивает каждого. 3.Выступление команд, защита постера. 4.Фронтальная беседа по вопросам. С кем бы вы хотели дружить? Кто настоящий друг в рассказе? Кто не подведет в трудной ситуации? А как в жизни проявляется настоящая дружба? Какими качествами должен обладать настоящий друг? Какие советы вы могли бы дать Костылину? 5. Письмо герою. Напиши письмо, в котором нужно передать свои мысли и чувства героям Жилину и Костылину. (Восхищение, советы). Чтение в классе эссе учащимися. (60 слов). 6.Подводим итоги. Чему учит рассказ Толстого? Какие жизненные уроки можно извлечь из него для себя? Выводы. |
Ученик 1-го варианта отвечает, ученик 2-го варианта проверяет правильность ответа, отмечает в оценочный лист.
Ученик: «Короткое произведение о невероятном происшествии, имевшем место в жизни». Ученик: «Показать характеры героев в трудной ситуации» Ученик: «Жилин и Костылин» Ученик: «Дина, жители аула, старик» Ученик: «Эпитет, метафора, антитеза» Ученик: «Да, является» Ученик: «Можно» Ученик: «Антитеза – это прием, который позволяет увидеть противоположные черты характера героев»
Заполняют ниточки паутинки вместе, советуясь друг с другом, обращаясь к тексту. Лидер группы наблюдает за работой группы, подсказывает и, используя дескрипторы, оценивает каждого.
Учащиеся выходят и характеризуют героя по записанным цитатам. Делают выводы.
Учащиеся отвечают на вопросы, делают умозаключения, связывают поднятые в рассказе нравственные понятия с современной действительностью, готовятся к написанию эссе.
Ученики пишу творческую работу Желающие читают в классе.
Делают выводы, кто из героев является по-настоящему сильным и добивается своей цели? |
Учитель фиксирует работу детей и заносит в оценочный лист баллы за ответы.
Лидер наблюдает за работой группы и, используя дескрипторы, оценивает каждого, выставляет баллы в оценочный лист. Приложение 2
Приложение 4. Приложение 5
Лидеры наблюдают за ответами членов своей команды, по дескрипторам выставляют баллы. Приложение 2
Оценивание учителем по дескрипторам. Приложение 3.
Беседа. |
Поисковое чтение Метод «Паутинка» Исследование текста, анализ эпизодов.
Коллективная работа.
Критическое мышление. Подготовка к эссе.
Слайд 6 Творческая работа эссе
|
|
Подведение итогов урока (4 мин)
|
Рефлексия. Учитель просит закончить высказывания Сегодня мне было интересно… Работа над заданием помогла мне… Самым сложным для меня было… Домашнее задание: повторить термины по разделу, повторить содержание рассказа, подготовиться к сору. Учитель выставляет общее количество баллов и выставляет оценки Приложение. |
Ученики показывают умение обосновывать свою деятельность. |
Самооценивание |
Слайд7
Слайд 8 |