Навигация

Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в 11 классе

Хасанова Мадина Максутовна
учитель русского языка и литературы
КГУ "Общеобразовательная школа Бөрлі"

Основным направлением функциональной грамотности является грамотность чтения.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 17.05.2024


Фрагмент для ознакомления

Читать – это ещё ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое –
вот в чём главное дело.
Д.К. Ушинский

Мир развивается, следовательно, требования к знаниям растут, формируются новые качественные показатели. Функциональная грамотность выступает показателем способности человека адаптироваться к изменениям социума. Для ее формирования необходимо создавать на уроке особую образовательную среду. Ведь мы, педагоги, обязаны развивать ее в любом ученике, способном и не очень. Должны суметь найти подходы и методы, чтобы развивать человека, который сможет ориентироваться в современном мире, способного найти пути решения своих проблем. Важной частью функциональной грамотности является читательская грамотность.

Что значит грамотность чтения? И почему в современном мире всё больше и больше внимания заостряется на этом словосочетании? Термин «читательская грамотность» появился в контексте международного исследования Pisa еще в 1991 году. Означает он следующее: «Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Как вы уже знаете, что направление «Читательская грамотность» в школах используется в начальном звене, а «Грамотность чтения» в старших классах. Так как я являюсь учителем русского языка и литературы в 11 классе, хотела бы заострить внимание на предмете «Грамотность чтения». 11 класс – это выпускники школы, это наша честь и гордость. У каждого выпускника цель: окончить общеобразовательную школу, поступить в ВУЗ, а для этого необходимы качественные знания. Ведь современный выпускник школы должен осознавать себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

С начала учебного года, еженедельно, в школе проводится пробное ЕНТ, отслеживаются знания учащихся. Максимальный балл по грамотности чтения – 10. Изначально, самый маленький балл набирали – это 4. Опять же от чего это исходит? Сами учащиеся говорили, нам мало времени оставалось, 10 минут, и пришлось за это время что-то сделать, т.е., они не вчитывались нормально и, соответственно, такой результат. Сейчас, во 2 полугодии уже исправились, но не все. Для тех, которые относятся безответственно к учебе, по их мнению, им и 6-8 баллов из 10 нормально. Почему? Тот же вопрос? Неумение или нежелание читать? По данным опроса, современные подростки чаще в руках держат телефон, а не книгу. В начальной школе дети читают и любят этот процесс, а вот каждый пятый подросток читать – ненавидит. 50% учащихся читают только для того, чтобы получить хорошую оценку. Читают, но не понимают, что и зачем. Поэтому одной из приоритетных задач современного образования является развитие функциональной грамотности школьников, одной из составляющих которой является читательская грамотность.

Я, как учитель, на каждом уроке русского языка, в начале, провожу тестовые задания, обязательно по 1-2 текста, если небольшие, и к каждому по 5 вопросов, таким образом, у них вырабатывается зрительная память и логика. По окончанию, все вместе проверяем, если есть минусы, их прорабатываем сразу, затем переходим к теме урока. Также каждую неделю провожу дополнительные занятия по подготовке к ЕНТ. У учащихся имеется отдельная тетрадь для консультаций, где выполняются тестовые задания. В основном, большую часть времени уделяем текстам, которые, соответственно, относятся к лексической теме урока, выполняем такие задания: определите тему, основную мысль, цель, целевую аудиторию, стиль, тип текста.

Нужно отметить, что формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка осуществляется через использование активных методов обучения.

Активные методы позволяют:

-моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения;

-способствовать формированию долгосрочных навыков и умений, выработке общих ценностей;

Среди основных принципов активного обучения выделяют:

- диалогическое взаимодействие.

Например, с 11 классом я провожу дискуссии (спор), где каждый отстаивает свою точку зрения по насущной теме, опять же, если есть связь с жизненными ценностями и т.д. прежде чем дать ответ, учащийся знакомится с текстом, ищет ответы, приводит аргументы. Таким образом, используется метод «Дебаты». Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего использую приемы: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера», «Ромашка Блума», «Фишбоун», синквейн.

Задания, направленные на формирование функциональной грамотности, способствуют повышению мотивации учащихся, расширяют их кругозор, развивают творческие способности. Так как целью обучения русскому языку является формирование навыков общения, то можно отметить, что на уроках русского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.


Скачать файл